Если холодно в квартире, можно сделать перерасчет
В ноябре вступили в силу поправки в Жилищный кодекс Российской Федерации. В связи с этим изменились правила оплаты услуг ЖКХ. Разбираемся, к чему готовиться жильцам, в каких ситуациях теперь можно снизить квартплату, как получить перерасчет.
Недавно вступили в силу поправки сразу в несколько статей Жилищного кодекса РФ. Они определяют порядок расчета оплаты за услуги ЖКХ. Некоторые уже пробуют воспользоваться своими новыми правами на практике, но чтобы добиться повышения качества услуг или снизить квартплату, нужно учитывать ряд нюансов.
Так, жильцам стало проще получить перерасчет за некачественно оказанные коммунальные услуги. Например, если в квартире скачет напряжение, батареи плохо прогреваются или из крана идет ржавая вода. Подать заявление на перерасчет можно было и раньше. Правда, на практике добиться уменьшения суммы в платежке обычно удавалось в том случае, если коммунальные услуги предоставлялись с перерывами. К примеру, несколько дней не было воды, не грелись батареи, отключали электричество. В других ситуациях жильцам не всегда удавалось найти справедливость, ведь постоянно возникал вопрос, а кто будет делать перерасчет: УК или ресурсоснабжающая организация.
Теперь вопрос о том, кто должен отвечать за проблемы с ЖКУ, четко прописан в Жилищном кодексе. По новым правилам требовать перерасчета жильцы должны у той организации, с которой у них заключен договор на обслуживание. Если договор заключен с УК, жилец пишет туда заявление на перерасчет. Далее не имеет абсолютно никакого значения, кто виноват в некачественном оказании услуги. Если виновата не УК, то она все равно обязана сделать перерасчет, а потом самостоятельно разбираться с ресурсоснабжающей организацией и требовать от нее компенсации.
Кстати, из закона исчезла норма о том, что компания, виновная в некачественном оказании коммунальных услуг, обязана выплатить потребителю штраф. Законодатели решили исключить этот пункт потому, что штрафы в таких ситуациях использовались редко и не становились стимулирующей мерой для организаций.
Так, как добиться перерасчета и сколько денег можно сэкономить? Прежде чем требовать перерасчет, необходимо собрать доказательства, что с качеством услуг ЖКХ есть проблемы. Иначе могут возникнуть проблемы с возвратом денег. Для того чтобы потребовать перерасчет, потребителю необходимо обратиться в жилищную инспекцию и вызвать оттуда специалиста для проверки качества услуг. Если специалист выявит отклонения, он их зафиксирует.
Далее жилинспекция составляет акт и передает его на руки заявителю. Кроме него доказательствами низкого качества услуг ЖКХ могут быть свидетельские показания, фото, видеосъемка. Если жильца не устраивает заключение специалиста, он может обратиться за повторной экспертизой или вызвать независимого эксперта. Однако предварительно стоит просчитать, перекроет ли выгода от перерасчета стоимость экспертизы. Если требование о перерасчёее отказываются удовлетворить, можно обратиться в суд.
Кроме того, благодаря поправкам станет проще вернуть «живые» деньги. Обычно, когда выявляется противоправное или умышленное завышение тарифов, обслуживающие организации практически не идут на возврат денег как таковых. Они предпочитают зачесть переплату в счет будущих периодов. Теперь вернуть средства станет проще. На практике переплата только за один месяц может составлять от 500 до нескольких тысяч рублей, если речь идет о таких услугах, как водоснабжение и отопление.
Если есть проблемы с услугами ЖКХ, нужно обратиться в аварийно-диспетчерскую службу. Вызов необходимо зафиксировать и сообщить свое имя и адрес. Если причина возникновения проблем неизвестна, то должна быть проведена проверка. Причем не позднее двух часов с момента получения от потребителя сообщения о нарушении качества коммунальной услуги. Или по согласованному с жильцом другому времени. По факту проверки нужно составить акт. Если услуга предоставляется с перерывами, за это время жильцы освобождаются от оплаты. Это происходит в том случае, если в квартире нет счетчиков.
Фото: barneos22.ru