Кусинские путешественники прошли проверку Адыгейской землей

Наши земляки-путешественники – супруги Марина Гагарина и Артур Гашников – совершили большое пешее путешествие по территории природного парка «Большой Тхач».

Об удивительных путешествиях кусинки Марины Гагариной и ее компании мы писали неоднократно, в этот раз вместе с ней «прогуляемся» по просторам Западного Кавказа.

– Идеи для своих поездок мы черпаем из разных источников – узнаем от друзей-путешественников, в туристических блогах, в социальных сетях, – рассказывает Марина. – С Тхачами я также познакомилась на просторах интернета. Пару лет назад мне в ленте попалась фотография живописного горного хребта. Снимок настолько впечатлил и заворожил, что я стала искать информацию что это и где. Оказалось, это гора Большой Тхач в Адыгее. Так, появилась новая мечта – побывать там.

К заветной горе Марина и Артур собирались не один год, должны были поехать в прошлом, но не получилось, так что путешествие перенесли на осень 2023-го.

– Перед поездкой мы много читали, изучали информацию, тщательно готовясь, – поделилась Марина. – Договариваясь о заброске в природный парк, познакомились с местным путешественником из Майкопа Сергеем, он тоже планировал поход к Тхачам. Его компания от большой прогулки неожиданно отказалась, так что он предложил нам пойти вместе с ним, только не проторенным, популярным у туристов маршрутом, а другим – по лесным тропам с обратной стороны хребта. Сергей на Большой Тхач ходил уже не раз, так что мы без лишних раздумий согласились к нему присоединиться.

До Адыгеи Артур и Марина с их четвероногой путешественницей-хаски Кирой добирались на своем автомобиле – 2,5 тысячи километров в одну сторону. По пути наши земляки заехали за Сергеем, и все вместе отправились в начальную точку маршрута – село Новопрохладное в Майкопском районе. Машину они оставили у местного жителя и выдвинулись в горы.

Все путешествие проходило по территории природного парка «Большой Тхач», в котором помимо одноименной горы немало других достопримечательностей. Среди них водопад Манькин шум, расположенный в паре километров от Новопрохладного. До него путники дошли первым, а дальше выдвинулись вглубь парка по разбитой лесовозной дороге. До вечера им нужно было добраться до балагана Юбилейный.

– Признаюсь честно, путешествие нам далось нелегко, – говорит Марина. – После двух с половиной суток в машине мы сразу встали под рюкзаки – у меня 18,5 килограммов, у мужчин – больше 20-ти, у Киры тоже был свой рюкзачок – она несла для себя корм и воду, больше двух кило. Дорога была труднопроходимая – по бездорожью, старым руслам рек и через лес, и шла все время вверх, где-то плавно, где-то ощутимо круто. И это все по жаре почти в 30 градусов. За день мы прошли 15 километров, вымотались капитально. Нам еще повезло, что пару километров мы проехали на лесовозе, который подобрал нас по пути.

С водой в первый день было туго, почти все ручьи пересохли, так что путникам пришлось нести большие объемы воды на себе. Красоты в первый день туристы тоже не увидели – кругом был только лес, никаких живописных видов.

Свое великолепие парк «Большой Тхач» представил туристам на второй день пути. От Юбилейного они направились под склоны горы Малый Тхач.

– Буквально через пару километров от места ночевки лес расступился, открылись потрясающие виды на Кавказский хребет, горы Фишт и Оштен, – вспоминает Марина. – Тропа иногда шла чуть вниз, но в основном все круто вверх, идти было очень тяжело, а у нас за плечами еще и тяжелые рюкзаки, значительную долю веса которых занимала вода. Так дошли до смотровой площадки, откуда виден Большой Тхач – красота неимоверная! А дальше – и до поляны Шестакова, и там, о чудо, колодец с чистейшей водой. А мы по всем перевалам тащили ее с собой, так как нам сказали, что на Шестакова воды нет! Мы вдоволь напились, намочили футболки и пошли дальше. К вечеру добрались до перевала под Малым Тхачем, виды там потрясающие. На ночевку, чтобы укрыться от ветра, встали чуть ниже перевала. После ужина я поднялась на «плечо» горы и, наслаждаясь отдыхом, любовалась видами Малого и Большого Тхачей и Ачешбоками.

На третий день пути группа разделилась – Марина и Сергей решили подняться на Ачешбоки, а Артур сразу двинулся к Большому Тхачу. Припрятав тяжелые рюкзаки, и взяв с собой перекус и бутылку воды, Марина, Сергей и верная спутница Кира пошли по тропе на Ачешбоки.

– Набора высоты на этой тропе практически не было, так что идти было легче, – рассказала Марина. – Светлые камни Ачешбоков в утренних лучах солнца показались мне изящными диадемами подземных великанш-принцесс, очень красиво. По тропе мы дошли до перевала Чертовы ворота. Тут увидели горных козлов, вернее сначала почувствовали их – резкий неприятный запах, а потом уже заметили. Испугавшись, они не побежали вдоль скалы, а начали взбираться вверх по почти вертикальной стене – зрелище, конечно, удивительное. Сергей пошел наверх, на Западный Ачешбок, я тоже попробовала, но тропа – сплошной щебень-сыпуха, ставишь ногу – она едет вниз, так что потихонечку доползла до пещеры, а потом обратно.

После прогулки на Ачешбоки Марина и Сергей забрали свои рюкзаки и пошли к Большому Тхачу. Тропа пошла чуть вниз, но по жаре идти было все равно непросто, тем более что у путников оставалось совсем мало воды, а все ключи по пути пересохли. Марина начала паниковать, как продолжать путешествие без воды? Но тут показался идущий навстречу Артур, уже успевший дойти до стоянки и вернуться их встречать, он пообещал усталым путешественникам скорое счастье.

– Буквально через 200 метров мы вышли к небольшой горной речке, я в жизни ничему так не радовалась! – признается Марина. – Мы напились, пополнили запасы воды, помылись, постирали вещи. Это действительно было абсолютное счастье.

После водных процедур туристы отправились дальше. Их дорога пошла круто вверх и вверх. И, наконец, одолев очередной подъем, они увидели прекраснейшую панораму с видом на Большой Тхач. Лагерем встали в невероятно красивом месте у его подножия. Отдохнув, вечером путешественники поднялись на Малый Тхач, закат встречали на его вершине, а потом еще какое-то время любовались Большим Тхачем в свете луны и звезд.

Четвертый день путешествия встретили рано, чтобы начать трудный подъем на гору до дневного зноя. Как вспоминает Марина, сначала шли бодренько, несмотря на очень крутой подъем. Но потом вышло солнце и жара начала вытягивать силы.

– Делаешь десять шагов – отдыхаешь, потом уже пять шагов и останавливаешься, а потом просто не можешь идти, – говорит Марина. – Когда до вершины оставалось каких-то 350 метров, у меня началась настоящая истерика, я не могла идти, не могла толком дышать. Высота, конечно, значительная – 2368 метров над уровнем моря, а я впервые поднималась на такую высокую гору. Артуру с Сергеем сказала, что дальше не пойду, стала спускаться. Чуть отдохнула и все-таки поднялась. Двухкилометровый подъем занял у нас почти два часа, но вид, открывшийся на вершине, стоил всех усилий. Это то, что однажды нужно увидеть каждому!

В обратный путь, в сторону стоянки «Тайвань», наши туристы двинулись по склонам Большого Тхача. С обратной его стороны началась горная степь, так называемая «альпика». По пути они зашли в пещеру Кристальную, прошли мимо Княжеских полян. Спуск был ничуть не легче подъема, каменистый склон то и дело уходил из-под ног, все упали не по разу. Собака-путешественница Кира так устала, что ложилась отдохнуть при каждом удобном случае.

Пятый день был последним в парке Большой Тхач. Дорога обратно к Новопрохладному все время шла вниз, но усталость уже брала свое, так что подвернувшийся по пути бортовой УАЗ стал несказанной радостью. Путешествие к Большому Тхачу завершилось, за пять дней путники преодолели расстояние в 63 километра, а Марину и Артура еще ждала дорога домой.

– Распрощавшись с Сергеем и поблагодарив его за интересный маршрут, мы решили продолжить отпуск и рвануть на Черное море, – поделилась Марина. – Сделали круг в 200 километров и очутились в районе Туапсе. Полтора дня мы просто купались, грелись на солнышке, наслаждались отдыхом. Вот такой получился замечательный отпуск!

Фото: предоставила Марина Гагарина

Вам также может понравиться ...