Кусинцы обсудили вопрос внешнего вида школьников: форма или неформат?

DSC_2032

Стремление выделиться, быть «на гребне волны», походить на популярных музыкантов и артистов всегда была свойственна молодежи. В советское время парни отращивали волосы, как у битлов, а девчонки начинали пользоваться маминой косметикой и приходили в школу с макияжем, из-за чего происходили серьезные конфликты с учителями.

«Лохмы» модников тех лет обсуждали на собраниях и требовали срезать под угрозой исключения из пионеров или комсомольцев. Бывало и такое, что ученицу прямо с урока отправляли в туалет умываться. Позже, в 90-е, 2000-е, у подростков также была своя мода, с которой воевали школьные учителя. И нынешнее время – не исключение. Сейчас большинство педагогов намного лояльнее относятся к первым попыткам ребят самовыразиться и уже не требуют состригать окрашенные пряди или смывать броский макияж. Но нет-нет, да найдет коса на камень. Кого-то отчитают за модные джоггеры вместо школьных брюк, других пристыдят за броские украшения или радужный маникюр.

Имеет ли молодежь право на свободное самовыражение? Или эксперименты с внешностью все-таки нужно демонстрировать вне стен школы? Что думают по этому поводу наши читатели? Мнения опрошенных нами людей оказались диаметрально противоположными.

— Представьте, если в одном классе будут сидеть рыжие, синие, зеленые, фиолетовые и серо-буро-малиновые! – негодует Наталья Кириллова. — Как это будет выглядеть, и что это будет за школа?

— Школа – это школа, а не карнавал! – подтверждает Анжела Усольцева.

— И не цирк! – вторит Надежда Кадикова.

— Пусть самовыражаются, только не в школе, — рассуждает Юлия Хапочкина. — Нужно иметь уважение к преподавателям.

DSC_2045

Директор кусинской школы № 9 Клавдия Лазарева считает, что в школе ученики должны выглядеть опрятно и отдавать предпочтение сдержанной цветовой гамме.

— Деловой стиль в одежде и внешнем виде дисциплинирует, настраивает на серьезное отношение к учебе, — считает она. – Это пригодится ребятам и в будущем. А чрезмерно броские кофточки и креативные прически отвлекают других детей. Я не против маникюра или окрашивания волос, стильной, красивой одежды, только это все-таки должно выглядеть элегантно, опрятно. Во всем должна быть мера. Вкус, воспитание – это все, в основном, конечно, идет из семьи. Если родители разрешают детям ярко краситься и одеваться в школу, соответственно, мы это видим. С учениками, которые позволяют себе чересчур смелые эксперименты с внешностью, мы беседуем, обсуждаем уместность того или иного образа в разных ситуациях. Например, спортивная одежда лучше смотрится на прогулке, чем в школе.

— Я училась в школе давно, в 50-х, 60-х годах, — вспоминает магнитчанка Надежда Козлова. – Тогда авторитет учителей был непререкаемым, на моей памяти не было, чтобы кто-то открыто бунтовал против школьных правил. Но все-таки всем хотелось выглядеть красиво, походить на известных актрис. Я, помню, однажды, завила прядь волос на гвоздик. Мне сделали замечание, потребовали выпрямить. Больше я не «модничала» и хорошо запомнила, что в школе так делать не нужно. И сейчас считаю, что чрезмерная свобода в том, что касается внешнего вида школьников, порождает соперничество, хвастовство, противостояние между детьми.

Вместе с тем, нельзя не согласиться с тем, что молодость – замечательный период жизни, когда все чувства переживаются особенно остро, юноши и девушки уделяют огромное внимание своему внешнему виду и ищут собственный стиль. И пусть эти опыты не всегда успешны, когда еще, как не в юности, совершать модные безумства? Многие считают, что нет ничего страшного, если школьники позволят себе немного отойти от норм делового стиля.

— Почему бы и нет? – считает Светлана Трифонова. — С этой пандемией все уже устали, пусть хоть дети внесут что-то яркое и красивое!

Татьяна Тукачёва смотрит шире:

— Вспомните свою юность, — предлагает она. — У каждого поколения свои кумиры и свой стиль. Главное — внутренний мир человека. Именно это мы должны воспитывать у молодежи.

О том, что основная задача школы – давать знания, а внешний вид имеет к этому самое опосредованное отношение, предлагает задуматься и Алёна Вьюшкова.

— Успеваемость от внешности не зависит, – говорит она. – Если девушка ярко красится и при этом хорошо учится, какие к ней могут быть вопросы? Да и когда еще супер-модно одеваться, как не в юности? Повзрослеют ребята – будут выглядеть иначе. А кто против молодежной моды – пожалуйста, одевайтесь «благопристойно», никто не мешает.

Очень эмоционально отреагировала на заданную тему студентка Виктория Асманова.

— Внешность никак не влияет на учебу, поймите вы уже это! – восклицает девушка. — Если ребенок хочет учиться, то он будет учиться. Это зависит только от желания самого школьника. Я учусь в университете, и знаете что? Там большая часть студентов красят волосы, делают пирсинг, маникюр, татуировки и прочее. Но это никак не мешает нам хорошо учиться, участвовать в конференциях, заседаниях и прочее. Вы думаете, что если будете запрещать детям самовыражаться, они скажут вам спасибо? Да они вас возненавидят! Они и так учатся с рассвета до заката, дайте им хоть какую-то свободу в их жизни. Тем более, ни одна школа не имеет никакого права распоряжаться тем, что делать школьникам со своим телом. Вы и так их заставляете надевать школьную унылую форму, которая забирает всю индивидуальность. Так что отстаньте от детей!

Свое мнение по этому вопросу у Валентины Николаевны Шибаковой, учителя с многолетним стажем, человека умудренного опытом и вместе с тем открытого различным новациям и экспериментам.

— Когда я работала в школе, проблемы с внешним видом учащихся возникали редко, — рассказывает она. – Волосы и ногти тогда красили немногие, одевались в основном опрятно. Единственное, что неоднократно возникали конфликты из-за украшений. По школьному уставу носить их было запрещено, однако некоторые родители отправляли своих дочек на учебу с золотыми сережками, а те иногда терялись. Вот родители и приходили разбираться, искать виноватых. Еще мне запомнился один парень, в старших классах он начал панковать – выкрасил пряди волос в разные цвета, начесал ирокез, надел кожаную куртку с металлическими заклепками. Я с ним спокойно поговорила, мол, ты действительно считаешь, что в школу обязательно так наряжаться? И в скором времени у него это как-то само собой прошло. В целом, я считаю, учебе все это, конечно, не мешает. Но я не сторонник того, чтобы дети ходили в школу разукрашенные. Чтобы прекратить все возможные споры по данному вопросу, предлагаю заглянуть в школьный устав – что там прописано касательно внешнего вида учащихся? Исходя из этого документа и следует делать выводы. И главное, учителя не должны «воевать» с детьми. Ответственность за несовершеннолетних несут их родители. Вот с родителями и нужно проводить работу, разговаривать, чтобы предотвратить подобного рода конфликты. При этом не должно быть такого, что один ходит, как хочет, а другого за то же самое отчитывают. Если нормы внешнего вида в школе соблюдаются повсеместно, то у ребят, как правило, и не возникает желания их нарушать.

В районном Управлении образования нам дали следующее разъяснение: «Согласно ч. 1 ст. 38  Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе устанавливать требования к одежде обучающихся. В соответствии с данной нормой права во всех общеобразовательных организациях Кусинского муниципального района разработаны и приняты локальные акты, устанавливающие требования к школьной одежде и внешнему виду обучающихся. В целом, эти требования одинаковы. Это однотонная одежда в классическом стиле, невысокий каблук, аккуратная прическа. Не разрешается использовать массивные украшения, броский макияж и маникюр. Не допускается во время учебных занятий ношение одежды спортивного стиля (джинсы, спортивный костюм, майки и футболки), прозрачных блузок и водолазок, одежды с открытой зоной декольте и открытыми элементами нижнего белья».

О том, какой должна быть школьная форма и должна ли она быть вообще, мы поговорили и с самими школьниками. При педагоге старшеклассники сдержанно выражали свои мысли и говорили, дескать, в школу нужно одеваться скромно. Однако когда учитель вышел из кабинета, ребята позволили себе высказаться свободнее.

— Школьная форма должна быть удобной, чтобы в ней было комфортно проводить весь день. Я не люблю слишком яркие вещи, но и школьную форму не ношу – стараюсь найти золотую середину.

— Мы не любим школьную форму, потому что одно и то же каждый день носить надоедает. Какой вообще в этом смысл?

— Вот эти блузки, юбки, сарафаны – это же неудобно!

— Я в школу одеваюсь по настроению. Иногда это классическая рубашка и брюки, а если, например, холодно, то можно надеть теплый свитшот, не вижу в этом ничего страшного.

— Я считаю, что всем было бы проще, если бы школьную форму вообще отменили! Не было бы никаких споров и конфликтов между учителями и детьми. Если бы все носили то, что им нравится, в таком коллективе никто бы и не выделялся – все были бы по-своему своеобразны.

…Сложно собрать воедино великое множество мнений и вывести единственно верный вывод. Истина, как известно, всегда где-то посередине. И в ее поисках главное не ломать копья – относиться уважительно к любому мнению, возникающие конфликты решать спокойно и конструктивно.

 Фото: Анна Ершова

Вам также может понравиться ...