Жители Кусы вспоминают детство, школу, учителей

 Первой учительнице Маргарите Александровне Шатровой и первым одноклассникам посвящается…

Моим одноклассникам уже за 65. Пролетают дни, как в метельной круговерти… А ведь когда-то казалось, что детство не кончится, юность вечная, а старости просто нет.img830

Детство всей запрудской детворы не было скучным. Рядом был лес, горы, пруд с камышами и лилиями. Летом резвились на улице, наблюдали всевозможных насекомых, ловили банками и удочкой рыбу, бегали в лес за ягодами. Зимой неслись на санках, по одному и «поездом», катались на коньках и лыжах и были счастливы и беззаботны.

img831

1 сентября мы пошли в школу № 3. Четыре просторных класса, в каждом стояла печь, которую топили углем и дровами, квадратный коридор, учительская и комната сторожихи, тети Поли. Тогда, в далеком 1959 году, школа встретила нас запахом свежей краски, новыми учебниками, чистотой и уютом. И, конечно же, на пороге нас ждала она — наша первая учительница Маргарита Александровна Шатрова. Невысокая, хрупкая, с гладко зачесанными назад волосами, трогательными  курдяшками на висках и очень необычным именем «Маргарита». Весь облик ее был созвучен с нежным цветком маргариткой. В то время ей было не более 30 лет, она воспитывала двоих детей Надю и Витю.

Мы были обыкновенными деревенскими ребятишками, скромно одетыми, доверчивыми, простыми, любопытными и немного наивными. И мы полюбили нашу первую учительницу бескорыстно и самозабвенно. Девчонки доверяли Маргарите Александровне свои тайны, а мальчишки уважительно называли «наша Маргарита».

В классе было 31 человек, и очень непросто было удержать внимание первоклашек. Маргарита Александровна говорила: «Я прошу вас сидеть тихо, так чтобы слышно было, как муха жужжит». И мы старались. Выводили в прописях металлическим перышком первые буквы: вверх — тоненькая линия, вниз – нажим. Все вместе писали букву за буквой, стучали ручками в чернильнице-непроливайке и слушали учительницу. Она не повышала голоса, не ставила в угол, не выгоняла из класса, но была строгой, и, если называла кого-либо по фамилии, мы понимали: сердится! Большой внутренний такт и любовь к детям были ее спутниками.

Высоко, под потолком, висела в классе картонная яркая луна, к ней летел космический корабль. У нас было три звена. На ватмане нарисованы три ряда ступенек, по 10 ступенек в каждом. Если за день звено не получало «двоек» и замечаний, то на ступеньку ставился красный флажок. Кому же не хотелось первыми долететь до Луны?

При школе был садовый участок. И каждую весну мы трудились на нем. Маргарита Александровна каждого старалась похвалить, подбодрить, и нам хотелось работать еще больше и стать еще лучше. А уроки природоведения весной проходили на улице. Учительница вела нас на гору, затем спускались в овраг, знакомились с травами, деревьями, видами почв, собирали гербарии.

Однажды, в поисках раков ходила я по берегу пруда, урок не выучила.

— Чем же ты, Таня, занималась дома, почему не выучила? — спрашивает учительница, а я молчу.

— Она раков ловила, камни переворачивала, — прозвучал чей-то предательский голос.

— И сколько же поймала раков?

— Два, — выдавила я.

— Вот и садись, тебе — тоже «два»!

Обидно было и за «двойку», и за то, что донесли…

Зимой холода стояли под 40 градусов, но мы ходили в школу — укутанные, в теплых варежках и большущих валенках сидели за партами, а Маргарита Александровна вела уроки. Потом печка протапливалась, солнышко всходило и мы бежали домой.

На уроках пения слушали старый патефон с пластинками: Чайковского, Глинку, и не беда, что патефон надо было крутить ручкой и он немного поскрипывал. А на  школьных переменах водили хороводы, пели песни про Зою Космодемьянскую, лихие эскадроны, про героя гражданской войны Щорса. Наверное, сейчас бы это выглядело нелепо, но ребята гордились, что живут в Советском Союзе и знают своих героев.

Незабываемыми для всех детей школы № 3 были походы на Коноплянку. В последний день занятий туда шли всей школой. Мы приходили на могилу героев Гражданской войны, слушали рассказы учителей о том непростом и героическом времени, возлагали полевые цветы. Все хранит память… Именно в это время нам преподали уроки патриотизма, ответственности, сопереживания, заботы.

В нашем классе было пять отличников. Все четыре года они учились только на «пятерки», а впоследствии стали педагогами. Это Алла Нечунаева, Надя Чистякова, Слава Пургин, Надя Таран. Зина Улатова закончила медицинский институт. Дошкольными педагогами стали Валя Кислухина, Люда Пургина, Таня Дитятева. Таня Дунаева стала квалифицированной медицинской сестрой. Вера Веретельник была не просто отличницей — она была «круглой» отличницей! С первого класса Вера любила играть в школу, помогая отстающим ученикам понять задачу, выучить урок. Она во всем подражала Маргарите Александровне. Вера стала педагогом, которую знают все в нашем городе. Она и сейчас продолжает трудиться: ее ученики помнят большие, в две клеточки, яркие «пятерки», такие, как когда-то ставила Маргарита Александровна. Многие ребята остались жить и работать в Кусе, закончили Машиностроительный техникум, работали на заводах, воспитывали детей и внуков. Родной город может только ими гордиться.

Говорят, что дорога в жизнь начинается с первых шагов. Наша дорога к знаниям начиналась с дорожки, что вела в школу № 3. Директором ее долгие годы был Александр Михайлович Сидякин, он был большим авторитетом для детей, педагогов и родителей. Помним всех наших учителей. Ольгу Александровну Кудрявцеву — светлую, симпатичную, улыбчивую, добрую. Марию Степановну Галич – замечательного и умного педагога. Не унывающую и поныне Лилию Васильевну Буянову — помним ее шустрой, трудолюбивой, звонкой, милой и оптимистичной.

Светлая Вам память, Маргарита Александровна. Мы помним и Вас! Спасибо Вам и низкий поклон! Для нас Вы пример добра, бескорыстия, человечности! Вы наша Первая Учительница!

Бесхитростные, увлеченные своим делом педагоги, простые и человечные, умные и добрые спутники нашего детства, несущие доброе и вечное в сердца своих воспитанников… В уголках нашей памяти навсегда сохранится память о наших первых учителях. Самый хрупкий материал на свете – это жизнь. Каждый ее час уникален, каждый миг не похож на предыдущий. Мои одноклассники ценят тех, кто дарил нам свое время, свое тепло и любовь, кто через всю жизнь пронес любовь к своей школе. И это здорово!

Давно позабытой тропинкой

Мы вновь пробежим по старинке.

У школы взгрустнем на порожке

И в детство шагнем на немножко.

И в шорохе листьев шуршащих

Мы вспомним друзей,за партами дружно сидящих,

И первых учительниц лица,

И с этим ничто не сравнится!

Татьяна ДИТЯТЕВА

Вам также может понравиться ...