За яркими впечатлениями отправляйтесь в путешествие по окрестностям Кыштыма

Лето – прекрасное время для активного отдыха, новых открытий и интересных путешествий. На страницах «районки» мы запускаем новый проект: «Активный отдых с пометкой «Эко», и будем рассказывать вам о разных экомаршрутах, куда можно отправиться в увлекательное путешествие выходного дня.

Для себя первым маршрутом мы выбрали просторы Кыштымского городского округа, нацелившись на популярную в туристических кругах экотропу «Слюдорудник» и близлежащие к нему достопримечательности.

Уральская Сахара

В путь отправились пораньше, расстояние до цели немаленькое, ехать – около трех часов. Прогноз погоды на этот день пугал грозами и ливнями, так что на случай дождя прихватили с собой дождевики. Конечно, были в рюкзаках и головные уборы от солнца, и кофты, если вдруг похолодает.

Первым пунктом в нашем автопутешествии стал небольшой поселок Тайгинка, неподалеку от Кыштыма. Здесь находятся сразу два интересных объекта – смотровая площадка на Тайгинский карьер и рукотворная Уральская пустыня.

К смотровой площадке можно спокойно подъехать на машине. Небольшой пятачок земли с видом на Тайгинский карьер, огороженный металлическими перилами, разместился по левую сторону от автодороги, недалеко от въезда в Тайгинку.

Когда мы приехали на смотровую площадку, здесь уже были люди. Со знанием дела они рассказали нам, что этот карьер уникальный, таких в России больше нет. Добыча графита ведется здесь аж с 1942 года, а «Тайгинский горно-обогатительный комбинат» на настоящий момент является единственным российским производителем природного чешуйчатого графита.

Карьер со смотровой площадки видно прекрасно, можно стоять и наблюдать за работающей техникой. Зрелище занимательное, здорово, что при карьерах сейчас делают такие смотровые площадки.

Полюбовавшись на серпантин карьерных дорог и на небольшой водоем с изумрудной водой, расположенный в самом низу, мы отправились дальше – на поиски Тайгинских песков. В описании маршрута говорилось, что нужно пересечь автомобильную дорогу и железнодорожные пути и вот они – пески! Но отыскать пустыню среди леса оказалось чуть сложнее.

Покружив по дорогам возле поселка, решили заехать в него и спросить у местных. Веселый дяденька сказал нам, что песков у них на самом деле много и, махнув рукой, указал направление. Пока мы медленно пробирались по поселку, оглядываясь кругом в поисках песчаных барханов, зарядил обещанный ливень, видимость упала практически до нуля, пришлось притормозить и таки настроить на смартфоне навигатор.

По заданному маршруту мы проехали через весь поселок, а дальше по технической дороге добрались до песков – хвостохранилища графитового комбината, куда измельченная в песок пустая порода попадает по трубам вперемешку с водой. На машине легко можно заехать прямо в саму пустыню, а потом пешком погулять по песчаным барханам. Конечно, пески здесь не тянутся до горизонта, но пейзажи тоже впечатляющие. Можно сделать эффектные снимки на песке под солнцем. Правда, нам пришлось гулять в пустыне под дождем, как раз пригодились дождевики!

Уральское Бали

Дальше наш путь лежал в небольшой поселок Каолиновый, рядом с которым расположился одноименный затопленный карьер, где добывали каолин – разновидность белой глины, использующейся в производстве фарфора, керамики, фаянсовых изделий и другого. Благодаря схожести со знаменитым туристическим курортом этот карьер в народе прозвали «Уральское Бали».

Верный отворот на технической дороге на этот раз нам указал припаркованный у обочины автобус, несмотря на будний день, на «Бали» приехала большая группа туристов. Доехать до самого карьера на машине не получится, проезд к нему перегорожен земляным валом. Перебравшись через него, нужно держаться левее, по этим дорожкам и тропкам дойдете до живописнейшего карьера с белыми берегами и лазурной водой.

Вид, конечно, завораживающий! Среди молодого соснового леса, который после дождя головокружительно пахнет опавшей хвоей, вдруг открывается небольшой водоем с насыщено-бирюзовой водой. Над водной       гладью летают белые чайки, крылья которых с внутренней стороны тоже бирюзовые, это то ли отсветы от воды, то ли специфический окрас оперения из-за каолина в их среде обитания.

После дождя возле глиняного карьера очень скользко, спусков к воде много, но не по каждому в такую погоду можно сойти. Мы прошлись вдоль края и нашли пологую тропу, интересно, что с высоты вода казалась гораздо ярче, на берегу же она бледно-бирюзовая, но все равно очень красивая.

К вершине Слюдяной горы

Следующим пунктом нашего путешествия стал поселок Слюдорудник и пролегающая рядом с ним одноименная экотропа. До него мы ехали через Кыштым и мимо озера Сугомак, где в живописном месте можно сделать привал на обед.

Миновав поселок, мы подъехали к началу маршрута, где расположены схема и карта разных туристических троп и экотропы «Слюдорудник». Машину оставили за шлагбаумом, и, обойдя стороной какое-то небольшое производство, накинув на плечи рюкзаки, отправились в гору.

Только вышли, снова зарядил дождь, мы поторопились поскорее войти под кроны деревьев и может быть именно поэтому с самого начала сбились с пути. Не обратив внимание, что на карте поход на Слюдяную гору и экотропа «Слюдорудник» – это два разных маршрута, мы, ориентируясь на красные стрелки и метки, ушли к вершине.

Широкая тропа среди смешанного леса сначала увела нас круто в гору. То тут, то там по ее краям среди деревьев появлялись скальные выходы и отдельно стоящие камни причудливых форм, а местами и какие-то рвы, оставшиеся или от золотодобытчиков, или от разведывательных работ геологов.

Ближе к вершине Слюдяной горы стали попадаться целые цепочки невысоких скал, внешним видом очень напоминающие скальники Чашковского хребта и Аракульские Шиханы. В отдельных камнях скальной гряды при должной фантазии можно разглядеть очертания животных или фантастических существ. А кое-где цепочки камней выглядят точно развалившаяся от времени каменная кладка какого-то сооружения.

Вдоволь налазившись по камням, мы отправились на спуск, потеряв красные стрелки, но все еще надеясь, что вот-вот выйдем на экотропу. И только почти спустившись сообразили, что идем совсем не туда. Нашли на фотографиях карту маршрута и посовещавшись решили вернуться к вершине, а оттуда уже спускаться по красным меткам, которыми, как оказалось, размечен маршрут на Слюдяную гору.

«Бриллиантовые» дороги «Слюдорудника»

Спустившись с горы, мы вышли к экстрим-площадке спортивно-туристического центра «Провинция». Внимательно посмотрели карту маршрутов и, наконец-то, нашли экотропу, правда, не начало, а самый ее конец. Так что осмотр «Слюдорудника» у нас пошел в произвольном порядке.

То, что мы на верном пути, стало понятно, как только из-за туч показалось солнце – тропинки под нашими ногами засверкали мельчайшими чешуйками слюды. Прямо «бриллиантовые дороги», как в одноименной песне «Nautilus Pompilius». По сверкающей дорожке мы дошли до слюдяной пещеры, в свете фонарей сверкающей своими сводами. Ходы в пещере уходят далеко вглубь горы, мы не стали углубляться ведь у нас не было ни специального снаряжения, ни проводника.

А вот и информационные стенды, которые мы так долго искали. Возле седьмого, названного «Консервация», на некотором удалении обнаружился полукруглый кирпичный свод уходящего вглубь горы тоннеля, вероятно, здесь на вагонетках поднимали слюду на поверхность. Вход в тоннель наполовину замурован, внутри него стоит вода. Из глубины по этому тоннелю идет буквально ледяное дыхание горы, которое в теплом воздухе снаружи превращается в туман. После долгого путешествия нам, разгоряченным путникам, показалось, что мы зашли в комнату с кондиционером или увлажнителем воздуха. Это приятно и необычно.

Следуя дальше, возле восьмой точки маршрута, на высоте мы заметили смотровую площадку и решили все-таки дойти до нее. Поднялись в гору между каменными отвалами, которые еще называют каменными водопадами, и, срезав таким образом путь, оказались у четвертой точки. Откуда по деревянным ступеням спустились ко входу в пещеру-грот, а потом вдоль сетки перил, ограждающих край разработанного карьера, поднялись к штольням и выше – на смотровую площадку. Отсюда открывается прекрасный вид на окрестности: виден поселок и Новокыштымское водохранилище.

На этом свое путешествие мы решили завершить и отправились к машине. На выходе с экотропы мы увидели те самые следы Йети, на которые нужно было ориентироваться в самом начале, чтобы не уйти не на тот маршрут. Когда вы отправитесь на эту экотропу, на развилке держитесь левее и ищите на земле большие бетонные отпечатки снежного человека!

Кстати, сейчас в лесах очень много комаров, за нами они гонялись просто тучами, запасайтесь репеллентами. И не забывайте про клещей, всей нашей компании после этого путешествия пришлось отправиться на уколы.

Фото: Анна Ершова, Анна Дементьева

Вам также может понравиться ...