В Кусе выпускникам детских домов помогают адаптироваться к реальной жизни

Когда ребенок взрослеет, начинает жить самостоятельно, он нередко сталкивается с различными бытовыми трудностями. Заботливые родители при необходимости всегда готовы прийти на помощь и делом, и добрым советом.

Ребятам, которые росли и воспитывались в детдомах (сейчас они называются центры помощи детям), приспосабливаться к взрослой жизни в разы сложнее. Несмотря на то, что педагоги их многому учат (готовить, прибираться, стирать и т. д), эти юноши и девушки лишены опыта проживания в обычной семье, а, следовательно, многих простых житейских навыков. Выпорхнув из гнезда, они поначалу испытывают эйфорию от полученной свободы. Однако деньги, скопленные на карте за время пребывания в учреждении, быстро заканчиваются. Начинаются первые взрослые трудности – поиск работы, жилья, взаимодействие с различными госструктурами. Если человек останется в позиции инфантильного ребенка, который не может и не хочет брать ответственность за свою судьбу на себя, то тут недолго и до беды. В этот период очень важно иметь надежного старшего друга, наставника, который бы мог хотя бы частично заменить родителя, поддержать и направить в трудную минуту.  

Для того, чтобы помогать выпускникам детских домов адаптироваться к самостоятельной жизни, решать возникающие бытовые, юридические, психологические проблемы, создана служба постинтернатного сопровождения. При Кусинском центре помощи детям она действует с 2016 года. В состав службы входят социальный педагог, педагог-психолог, юрист, медицинский персонал. Ребята знакомятся с ними с седьмого класса, когда начинается профориентационная работа. Специалисты помогают выявить индивидуальные  склонности и интересы, выбрать учебное заведение, подать документы. Бережное сопровождение продолжается и во время учебы в колледже. А по достижении 18 лет выпускники окончательно покидают дом, ставший для них родным на эти годы, и заключают договор со службой постинтернатного сопровождения. Тем самым они соглашаются на то, что за ними будут присматривать еще в течение пяти лет. Присматривать – это не значит лезть во все дела и руководить поступками молодых людей. Сопровождение производится максимально ненавязчиво, в формате дружеской или родительской поддержки. Подписание договора на сопровождение – дело добровольное. И от этой возможности, как правило, никто не отказывается.

Сейчас в службе постинтернатного сопровождения числится 20 выпускников плюс еще двое студентов «на подходе».

О том, как строится работа с ребятами, когда им приходит время становиться самостоятельными, рассказывает социальный педагог постинтернатного сопровождения выпускников Кусинского центра помощи детям Эльвира Сычева.

– Я с ними постоянно на связи – регулярно пишу, интересуюсь, как дела, что нового, я в курсе всех их новостей и проблем, – рассказывает она. – Они знают, что я не буду читать нотации или ругаться – выслушаю, успокою, дам совет, подключу специалистов, если это в моих силах. У каждого своя индивидуальная жизненная ситуация, поэтому и общего подхода ко всем быть не может. К примеру, был у нас один выпускник. Отучился, выпустился. Деньги быстро потратил, не успев обеспечить себя мебелью, другими бытовыми принадлежностями. Такое бывает часто – ребята не умеют распоряжаться деньгами, и когда получают доступ к своим средствам, быстро расходуют их. Как правило, рядом появляется множество «друзей», которым они хотят помочь, купить подарки…  Государство предоставляет выпускникам жилье, однако не сразу после выпуска, а в порядке очередности. И очередь эта подошла бы еще нескоро. Ситуация осложнялось тем, что у молодого человека усугубились проблемы со здоровьем. Мы обратились в суд с просьбой ускорить получение жилья в связи с трудной жизненной ситуацией. Буквально в течение полугода этот вопрос решился. Парню выделили квартиру в Златоусте. Мы помогли ему оформлять инвалидность. Сам он совершенно не представлял, куда обращаться, где находятся те или иные медучреждения, как до них добраться. Весь этот путь мы с ним прошли вместе, рука об руку. Сейчас у него есть крыша над головой, он получает пенсию по инвалидности. Можно жить. Если бы не эта помощь, он бы сам точно не взялся оформлять все эти документы и неизвестно как и в каких условиях бы сейчас находился… Или вот другая выпускница. Отучилась, получила квартиру. Обратилась с просьбой помочь обустроить ее, навести уют. Мы с ней походили по мебельным магазинам, присмотрели мебель, кухню. Все-таки это ответственная, дорогостоящая покупка. Ей было спокойнее сделать это с кем-то, а не одной. У многих наших ребят есть родители (лишенные прав), братья, сестры. Они с ними общаются, но не всегда близко. И порой к нам обратиться проще, легче, комфортнее. Они знают, что мы не отмахнемся, вместе придумаем выход. У многих наших ребят есть сложности с трудоустройством. В Кусе найти работу непросто, многим работодателям нужны сотрудники с опытом. А где его взять молодым? Мы тесно сотрудничаем с Центром занятости населения. Специалисты рассказывают о профессиях, которые сейчас особенно востребованы, о возможностях пройти обучение по некоторым специальностям. Другая проблема – это низкие заработные платы. Только представьте: до 18 лет все расходы по содержанию этих парней и девушек несло государство. Затем они могут встать на учет в Центр занятости и первые полгода получать повышенное пособие, которое составляет около 40 тысяч в месяц. А потом они начинают искать работу, и им психологически трудно перестроиться на зарплату, скажем, в 15 тысяч. Им кажется, это несоразмерно мало. Им хочется получить все и сразу. И для того, чтобы приспособиться к реалиям, в которых мы все живем, нужно немного перестроиться, взглянуть на ситуацию без «розовых очков», оценить ее адекватно. Мы с ними беседуем, рассуждаем, рассматриваем разные варианты. И я очень рада, когда наши ребята, наконец, находят свое место в жизни.

В 2022 году четыре выпускницы Кусинского центра помощи детям стали молодыми мамами. Эльвира Сычева организовала сбор вещей для новорожденных через группу «Подслушано у мамочек Кусы» в соцсети «ВКонтакте». Отзывчивые кусинцы принесли много всего – одежду, ванночки для купания, стульчик для кормления, качели, коляски, кроватки. Сотрудники Кусинского центра помощи детям тоже поучаствовали в данной акции, приносили выпускникам вещи для создания уюта в доме, детские вещи. Все это очень помогло молодым мамам наладить быт. А в апреле для них будет организована встреча с педиатром.

– Я сама недавно стала мамой, и мне очень хочется поделиться своими знаниями с нашими девочками, и в целом сделать их более грамотными в этом вопросе, – разъясняет Эльвира Сычева. – Я сама волнуюсь, когда их детки болеют. Звоню, спрашиваю, как сходили к врачу, что он выписал, купили ли они лекарства. Интересуюсь самочувствием малышей и в последующие дни. Иногда ведь бывает, что молодая мама растеряется, не знает как поступить… Вот недавно у одной нашей девочки заболел ребенок. Она пишет мне: что делать? Я отвечаю: вызови врача на дом. Она не смогла – не дозвонилась. И не знает, что делать дальше. Говорю: звони в скорую! Она сама не догадалась. А с моей подачи позвонила, ребенку оказали медицинскую помощь, и все завершилось благополучно. Может показаться, что это мелочи, но ведь из них и складывается жизнь. У человека обязательно должен быть кто-то, к кому они могут обратиться за советом и поддержкой. И «глупых» или «маленьких» проблем не бывает. Если они звонят, значит, есть такая потребность. Мы навещаем наших мам, смотрим, в каких условиях они живут. Кстати, согласно договору на постинтернатное сопровождение, раз в полгода я навещаю каждого своего подопечного, составляю акт, в котором описывается состояние жилого помещения. И, знаете, большинство живут нормально. И я всей душой верю, что все у них получится, сложится! 

Извечная проблема большинства выпускников детских домов – неумение планировать свой бюджет. Так как дети во время проживания в учреждении не участвуют в покупке продуктов и одежды, не имеют карманных средств, к моменту выпуска они слабо представляют, как грамотно распоряжаться деньгами. Многие из них в первые же дни тратят свою зарплату на лакомства и полуфабрикаты, а потом остаются «на мели». И здесь тоже нужна кропотливая, терпеливая работа.

– У нас есть занятия с учащимися 7-9 классов, где мы учимся делать экономные, разумные покупки, – рассказывает Эльвира Сычева. – Мы идем в магазин и с заданием: к примеру, купить продуктов на 300 рублей. Кто-то кладет в корзину пачку пельменей и готовые котлеты, а кто-то возьмет мясо на супчик, картошку, морковку, лук… Потом сравниваем продуктовые наборы и вместе рассуждаем, какая покупка выгоднее? Кому еды хватит на пару дней, а кому – на неделю, при этом за те же деньги? Где можно было сэкономить? Взрослым ребятам я также могу напомнить, что лучше тратить деньги разумно. Бывает, конечно, что они меня послушают, а потом все равно делают по-своему. И это тоже нормально. Я им не начальник. Они взрослые люди, которые имеют право сами принимать решения и, соответственно, нести за них последствия. Моя задача – подсказать, как лучше, помочь, если что-то не получается. Если я буду разговаривать с ними с высоты педагога, отчитывать за проступки, из этого ничего хорошего не выйдет. Поучения они не любят. Просто перестанут обращаться. Да у меня и нет желания ругаться. Есть только желание помочь.

Бывает, что молодым людям требуется помощь психолога или юриста. А бывает – просто возможность выговориться. И то, и другое одинаково ценно.

– Это работа 24/7, они звонят и в вечернее время, и в выходные дни, – говорит Эльвира Сычева. – И я сама им пишу в соцсетях и мессенжерах. Иногда я даже чувствую себя многодетной мамой, у которой 20 детей! И у каждого «ребенка» – свои трудности и радости, свои какие-то успехи и огорчения. Им действительно сложнее искать свое место под солнцем в силу ряда причин. И наша главная задача – не допустить, чтобы они повторили судьбу своих родителей, не скатились на социальное дно, не поддались пагубным привычкам. И у нас много хороших примеров, когда выпускники живут совершенно нормальной жизнью – учатся, работают, создают семьи, воспитывают детей. Я считаю, в этом есть результат и нашей деятельности.

Договор на постинтернатное сопровождение заключается сроком на пять лет. Однако после его завершения связи не обрываются. Выпускники по привычке продолжают общаться со своими наставниками, делиться новостями, обращаться с какими-то вопросами.

Фото: Анна Ершова

Вам также может понравиться ...