В Кусе готовят к реставрации уникальный рояль

Старый рояль фабрики Rönisch, который находится в Музейно-краеведческом центре, надежно хранит свои тайны. Какими путями удивительный инструмент попал в Кусу?

Несколько лет назад Музейно-краеведческий центр Кусы получил в дар от родных почетного гражданина города Кусы и Кусинского муниципального района Ю. А. Смирнова большой старый рояль. Все, что на тот момент было известно о музыкальном инструменте, – это рояль фирмы «Carl Rönisch Konigl sachs hoflieferant Dresden» (серийный номер — 961). Однако со временем музейщики узнали много любопытных фактов, о которых даже не подозревали. Обычный музыкальный инструмент оказался полон загадок, которые еще только предстоит разгадать.

Небольшой экскурс в историю производителя этого старого рояля. Карл Рёниш выпустил свой первый рояль в Саксонии в 1857 году. Спустя два года он был провозглашен официальным поставщиком двора короля Саксонии – на тот момент его резиденцию украшало три превосходных рояля Rönisch.

Карл Рёниш был одним из первых немецких производителей, экспортирующих инструменты за границу. Инструменты Rönisch были высоко оценены в Южной Африке, Калифорнии, Мексике, Австралии, Ост-Индии и во всех английских колониях.

Rönisch завоевал золотые медали на мировых выставках в Сиднее 1979 и Амстердаме 1883, был удостоен первой премии на международной выставке в Мельбурне 1888 года.

В 1884 году Карл Рёниш был назначен Королевским советником коммерции; за этим последовало назначение Королевского поставщика ко дворам Швеции и Норвегии в 1890 году. На пианино и роялях фабрики Рёниш играли знаменитые Ганс фон Бюлов, Рихард Штраус, Эдвард Григ, Джакомо Пуччини, Антон Рубинштейн, Сергей Рахманинов и многие-многие другие. В конце XIX века фабрика Карла Рёниша достигла пика развития, начали открываться филиалы и в других странах. Не стала исключением и Российская Империя. В 1897 году в филиал фабрики открылся в Санкт-Петербурге. Он прекратил свое существование в 1917 году в связи с революционными событиями.

В 1945 году главный офис фабрики был полностью уничтожен во время бомбёжки Дрездена. Основное производство было перенесено в город Лейпциг. Так что с 1946 года на продукции фабрики стали указывать Лейпциг вместо Дрездена. На кусинском рояле указан город Дрезден. Это дает основания полагать, что он был произведен до 1945 года. Другой вопрос – где именно, в каком городе?

Каждый музыкальный инструмент, выпущенный на фабриках Карла Рёниша, имел свой индивидуальный номер. Есть он и у нашего кусинского рояля – номер 961. Известно, что рояли под номерами с 420 по 3200 были изготовлены в Дрездене с 1855 года по 1870 год. Выходит, старому роялю почти полтора века? Как же тогда он попал в Кусу? Новая загадка подтолкнула музейщиков к дальнейшим поискам информации.

Хранителям истории удалось найти сканы старого прейскуранта филиала фабрики Карла Рёниша в Санкт-Петербурге. Затаив дыхание, листаем электронные страницы, и – вот он! На седьмой странице – полная копия кусинского рояля. Форма, ножки, лира, пюпитр – все один в один. Может быть, номер 961 соответствует номеру модели, которую выпускали на фабрике Рёниш в Санкт-Петербурге до 1917 года?

Точный возраст большого концертного рояля до сих пор остается загадкой. Как и то, какими же путями столь старинный и ценный музыкальный инструмент попал в маленький уральский городок. По воспоминаниям знакомых Юрия Анатольевича, рояль ему подарили друзья, которые уехали на постоянное место жительства в Израиль. Было это во второй половине XX века. Прошедшие с тех пор десятилетия стерли в памяти очевидцев все нюансы этой истории.

В настоящее время большой концертный рояль украшает вход в Музейно-краеведческий центр и приводит в особый трепет педагогов музыкальной школы, представителей школы академического вокала, да и обычных любителей классической музыки.

К сожалению, десятилетия XX-XXI вв. не были к нему великодушны, и роялю требуются дорогостоящие настройка и реставрация. Для реализации идеи по реставрации музыкального инструмента Музейно-краеведческий центр ищет спонсоров и помощников.

Одной из первых помощниц стала художник Ольга Антипина (г. Челябинск). Совместно с Музейно-краеведческим центром Ольга планирует провести благотворительную распродажу своих картин, которые сейчас экспонируются в РКДЦ. Все вырученные деньги пойдут на оплату ремонтных и реставрационных работ.

Стать таким же участником благотворительной распродажи, как Ольга Александровна, может любой желающий. Направления распродажи: живопись, декоративно-прикладное искусство, народные промыслы. Объединившись в единый коллектив, художники и мастера смогут сделать это мероприятие ярким, самобытным и главное, наполненным добром и светом.

Хотели бы вы услышать произведения Рахманинова, Верди, Чайковского или Пуччини, исполненные на музыкальном инструменте с историей длиною в век? А может быть, это будут русские романсы? А что, если исполнять музыкальные произведения будут музыканты и представители классической школы вокала, известные на территории всей Челябинской области или даже России?

Виктория РАСПОПОВА, 

хранитель фондов Музейно-краеведческого центра.

P.S.: Немного звучания современного Rönisch — для души и хорошего настроения.

Вам также может понравиться ...