В архиве петропавловца А. В. Титкова сохранилась старая фотография Петропавловской пристани

Из петропавловского «порта» тоже отправляли груз на барках. Его остатки — столбы — сохранились до 60-х годов ХХ века, они торчали из воды у берега.

До пуска Самаро-Златоустовской железной дороги в 1890 году, основной грузопоток из Златоустовского горного округа в центральную Россию шел по водному пути – по рекам: Ай, Уфа, Кама и далее по Волге. Поскольку Ай не является судоходным, то отправка судов по реке была возможна только в период весеннего половодья. Речные суда­-барки строили в Златоусте и в Кусе.

Весной их спускали на воду, нагружали, в основном – чугуном и железом, и отправляли караваны барок до Волги, а там грузы доставляли потребителям, вплоть до Санкт-Петербурга, а сами барки продавали на дрова.

Во время сплава каравана барок любоваться красотами Айских скал и притесов лоцманам и судовым рабочим было некогда. В верховьях Ай имеет быстрое течение, крутые повороты и перекаты, поэтому путешествие было небезопасным. Так, в «Углу», который находится в 1,5 км ниже Петропавловки по течению реки, Ай делает поворот около 90°, вырулить из такого виража 20-метровой барке при бурном течении непросто. Да и «Дикий перекат», находящийся ниже Глухого Острова по реке, по воспоминаниям старожилов, разбил много барок, а сейчас многие о нем и не слышали.

В наши дни тысячи туристов сплавляются по Аю, любуются красотой уральской природы, им не страшен норов реки, суда их намного меньше и безопаснее, да и сплавы проходят, в основном, летом.

Петропавловка, вроде бы не имеет отношения к сплаву барок по реке, но в архиве известного петропавловца А. В. Титкова сохранилась старая фотография Петропавловской пристани. Фотографию я переснял в 1983 году, а сам оригинал фото был бесследно утерян. Пристань была на месте слияния Арши и Ая, возле Чертова пальца. На фото ­– на пристани собрались люди в ожидании каравана барок. Рядом приготовлено немного груза для отправки. На пристани люди сидят и стоят — это не рабочие, а господа пришли сфотографироваться, при увеличении это становится видно. Дом Злоказовых, в котором потом был клуб, находился недалеко, для них это была приятная прогулка. Сам факт наличия такой фотографии подтверждает, что «в нашу гавань заходили корабли».

К тому же имеется и документальное подтверждение — рапорт «Втораго Айлинскаго волостнаго правления Златоустовскаго уезда Уфимской губернии» от 3 марта 1879 года № 177 на фирменном бланке, хранящийся в архиве Златоустовского городского округа. В рапорте указано «в навигацию истекшего 1878 года отправлено на барках купца Бородина до 20 000 пудов сала и г. Злоказова до 17 000 пудов чугуна.

Купец Е. Бородин имел бойню для забоя скота и салотопню в г. Златоусте, а Ф.А. Злоказов – «Екатеринбургский 1-й гильдии купеческий брат», «Потомственный почетный гражданин», представитель торгового дома «Братья Злоказовы». Злоказовы — владельцы Петропавловского винокуренного завода, имели в Златоустовском уезде несколько торговых и промышленных заведений.

Таким образом, в Петропавловке пристань была, и из нашего «порта» тоже отправляли груз на барках. Остатки Петропавловского «порта» — столбы сохранились до 60-х годов ХХ века, они торчали из воды у берега. Я их помню.

Владимир Анищенко

Фото: из архива автора

Вам также может понравиться ...