Специалисты учат кусинцев грамотно отстаивать свои права

Встретить в магазине товар с истекшим сроком годности – мало приятного. Еще хуже, когда просрочка обнаруживается уже дома… Специалисты подскажут, что делать в этом случае.

ui-5a2264bb165cc2.26489551

Поход за покупками иной раз напоминает путешествие по минному полю. Повезет, не повезет? Никто не застрахован от покупки некачественного или просроченного продукта как в небольшом ларечке у дома, так и в крупном супермаркете. Кто-то вовремя обратит внимание на срок годности или подгнившие бока и вернет товар на витрину. Хуже, если некондиционный «сюрприз» обнаружится уже дома или попадет на стол. Искать чек, возвращаться в магазин, трепать нервы при общении с продавцами, которые отнюдь не испытывают восторга, оформляя возврат… Согласитесь, мало приятного.

— Знать свои права необходимо каждому, а еще следует уметь спокойно и уверенно отстаивать их, — считает главный врач филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Челябинской области в городе Златоусте» И. В. Гелетюк. Специалист организации рассказывает читателям «районки», как правильно вести себя в той или иной проблемной ситуации.

Просрочку – вон с витрины

Первое и самое главное правило разумного покупателя – всегда, в 100% случаев искать на упаковке срок годности и дату выпуска, даже если речь идет не о скоропортящемся продукте типа молока, а о «долгоиграющем» вроде крупы или банки солений. Если вы не нашли эту маркировку, не можете ее рассмотреть, потому что она стерлась-отклеилась-размазалась – однозначно отказывайтесь от покупки.

Как быть, если вы взяли в супермаркете на полке пакет кефира, а его срок годности истек? Прежде всего, не выпуская из рук находку, обратитесь к персоналу магазина и пригласите ответственного за этот отдел продавца (начальника смены, менеджера торгового зала). В торговых сетях для предотвращения таких ситуаций и урегулирования отношений с покупателями в каждом универсаме есть специальный сотрудник – директор по свежести, который отвечает исключительно за отсутствие в продаже просроченных товаров.

Мы рекомендуем действовать по такой схеме: найдя просрочку, вызывайте ответственного сотрудника магазина и требуйте, чтобы он при вас убрал с прилавка или из холодильника все товары с истекшим сроком годности. Если хотите, можете сфотографировать на смартфон полки «до» и «после». В цивилизованных крупных сетях этот вопрос, как правило, решается очень быстро, спокойно и без проблем.

Если же к вам никто не приходит, сфотографируйте просроченный товар на полке, потом пройдите в «Уголок потребителя», где сразу же пишите подробную жалобу в «Книге жалоб и предложений» (обязательно укажите свои контактные данные и тот факт, что у вас есть фотодокумент), а затем звоните на «горячую линию» Роспотребнадзора (эти данные также обязаны быть в «Уголке потребителя»). А вот если там и книги жалоб нет (и управляющий магазином вместо того, чтобы предоставить ее по первому требованию, вам хамит или прячется в подсобке), и вообще этот «уголок» пустой – вы можете написать или позвонить в Роспотребнадзор и приложить к жалобе фото — видео- и аудио доказательства. К счастью, такие ситуации сейчас происходят все реже, но важно знать, как в них правильно действовать.

Просроченный товар запрещено выставлять на витрину. В противном случае торговая сеть несет административную ответственность, установленную КоАП РФ. Согласно главе 1 статьи 5 Закона «О защите прав потребителя», магазин не имеет права реализовать товар по истечении срока годности. Такие продукты являются некачественными, несут угрозу здоровью. Продавец обязан их уничтожить или утилизировать.

 

Штраф за просрочку товара в магазине

Статья 14.4 КоАП РФ за торговлю просроченными продуктами предусматривает ответственность в виде наложения штрафа на нарушителя. Сумма зависит от того, кем является ответчик. Штраф за торговлю просроченными продуктами составляет:

— для граждан: от 1 до 2 тыс. руб., повторно – от 2 до 5 тыс. руб.;

— для должностных лиц: от 3 до 10 тыс. руб., повторно – от 7 до 15 тыс. руб., либо дисквалификация до одного года;

— для ИП: от 10 до 20 тыс. руб., повторно – от 15 до 30 тыс. руб. с возможной конфискацией предметов административного правонарушения;

— для юридических лиц: от 20 до 30 тыс. руб., повторно – от 30 до 50 тыс. руб. с возможной конфискацией предметов административного правонарушения.

 

Возврат денег покупателю за просроченный товар

Если после покупки потребитель заметил, что срок годности истек, он вправе вернуть его и получить деньги обратно. Как вариант, обменять на такой же свежий товар. Если такого же нет, то на аналог.

Можно ли покупателю требовать вернуть просроченный товар без чека? Да, согласно ст. 18 Закона «О защите прав потребителей», отсутствие кассового чека, либо другого документа, подтверждающего факт приобретения, не является причиной в отказе возврата денег.

Если покупателю откажут в возврате денег, аргументируя отсутствием чека, он имеет право подать иск в суд. Доказательствами совершения им покупки могут быть данные фискального регистратора, записи камер видеонаблюдения, показания свидетелей или выписка банковского счета.

 

Получить консультацию, а также правовую помощь в написании претензии или искового заявления вы можете в консультационном пункте филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Челябинской области в городе Златоусте» по адресу: ул. Ковшова, д. 28, 2 этаж, кабинет 11. График работы уточните по телефону 8(3513) 62-02-43.

Вам также может понравиться ...