С желанием и интересом: в школах Кусинского района действует проект «Навигаторы детства»

Навигаторы детства Куса2

В десяти регионах России запущен пилотный проект по воспитательной работе: в ряде школ, в том числе и нашего района, появились советники директоров по воспитанию.

Внеурочная работа с детьми, конечно же, велась и раньше. Ребят вовлекали в самые разные конкурсы и акции. Большая их часть проводилась в рамках школы или муниципалитета. С этого года эта деятельность происходит в тесном содружестве с Российским движением школьников — общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организацией. РДШ предлагает для ребят огромное количество проектов. Как говорят сами педагоги, только успевай участвовать! Они охватывают самый широкий круг детских увлечений. Это спорт, творчество, экология, компьютерные игры, лидерство – всего не перечислить. Главное, сориентироваться в этом многообразии предложений и выбрать дело по душе. Советники по воспитанию – это своеобразное связующее звено между РДШ и детьми. Их задача – наладить взаимоотношения с ребятами, узнать, чем они живут, дышат, чем увлекаются и о чем мечтают. И затем подобрать им проект по интересам и увлечениям.

 — Эта работа должна строиться прежде всего индивидуально,- говорит муниципальный координатор проекта «Навигаторы детства» Наталья Валерьевна Гозная. – Нам нужно отходить от добровольно-принудительной системы, когда школьников вовлекают в какие-то акции массово, не согласуясь с их интересами и потребностями. Советники по воспитанию должны познакомиться, подружиться с детьми, узнать, кто чем интересуется и увлекается. В этом им большую помощь, конечно же, способны оказать классные руководители. Это очень тонкая, кропотливая работа, но только так мы расшевелить наших детей, чтобы они сами «загорелись» и захотели себя проявить. Мероприятия Российского движения школьников реализуются по четырем основным направлениям деятельности – это гражданская активность, военно-патриотическая направленность, физкультура и спорт, а также личностное развитие. Там на самом деле очень много всего интересного! Советники по воспитанию должны сориентировать ребят в этом потоке, направить, при необходимости помочь где-то зарегистрироваться, заполнить заявку и т.д. Самое главное – пробудить в детях мотивацию, искреннее желание самому попробовать себя в чем-то новом.

MMglc-N_Wzg

— В нашей школе в ряды РДШ вступили уже 142 ребенка, — рассказывает советник по воспитанию школы № 8 Владимир Волков. – Мероприятий предлагается очень много по разным направлениям — это и единичные акции, и какие-то длительные проекты, рассчитанные на весь год. Преимущество сотрудничества с РДШ заключается в том, что наши дети могут участвовать в конкурсах наравне с ребятами со всей страны. Интернет стирает границы и всем дает равные возможности. Уже не важно – из Кусы ты или из Москвы. Важен только ты сам. Возможно, среди наших школьников тоже отыщутся ребята со свежим, гибким умом, нестандартным мышлением, которые ярко проявят себя в том или ином проекте. Пока еще все это для нас не очень привычно. Но мы постепенно осваиваемся, втягиваемся. Мне нравится, что часть мероприятий предполагает коллективное участие, то есть ребятам даются задания, которые нужно выполнять вместе. Я считаю, что этого нам сейчас очень не хватает. Современные гаджеты, с одной стороны, раскрывают широкие возможности. С другой стороны, они разобщают людей. Смотришь порой на школьников – уткнулись в свои планшеты и сидят, не общаются между собой. Ухудшаются коммуникативные навыки, навыки работы в команде. А ведь это очень важно. Надеюсь, при помощи РДШ мы сможем расшевелить наших парней и девчонок, вовлечь их в какую-то интересную, осмысленную деятельность.

Навигаторы детства Медведевка2

  Преимущества сотрудничества с Российским движением школьников успели оценить и в Медведёвской школе. Здесь должность советника по воспитанию занимает Светлана Полянская.

— Для нас проекты Российского движения школьников – это колоссальная помощь в работе, — говорит она. – Здесь все уже подготовлено, разработано, расписано. Только участвуй, «зажигай» других! Со второклассниками мы реализуем проект «Живи в стиле ЭКО». Экологический отряд действовал, когда ребята учились еще в первом классе. Им это очень нравилось, поэтому мы снова подхватили эту тему. В рамках этого проекта каждую неделю на страничке РДШ в Интернете появляются новые задания, и дети с удовольствием их выполняют. Это всегда что-то новое. То они снимали фото и видео о себе. То разрабатывали название и девиз своего экологического объединения. Ребятам очень понравилась акция «Подари книгу», в рамках которой мы передали много книг детскому саду. Здесь была отражена идея вторичного использования – мы не выбросили печатные издания, а подарили им вторую жизнь. Также наши мальчишки и девчонки охотно собирали батарейки, чтобы сдать их на переработку. Запланировали субботник по раздельному сбору мусора. Проект рассчитан на весь год, так что впереди нас ждет еще много всего интересного. С третьим классом мы реализуем проект «Орлята России», направленный на интеллектуальное и творческое развитие. Пока мы только зарегистрировались и с нетерпением ждем заданий. По результатам их выполнения будут выявлены победители, главный приз – поездка в лагерь «Орленок». С четвертым классом нас заинтересовал проект «Киберзащитники». Там участвуют и дети, и родители, и педагоги. Я сама зарегистрировалась в РДШ как мама, потому что у меня дочка учится во втором классе. Мы с ней выполняли квест «Остров мечты», и дочка потом призналась: мама, как здорово мы с тобой провели время вместе! Помимо больших, годовых проектов есть и краткосрочные акции, например, мы делали видеоролики ко Дню учителя, ко Дню отца. Детям нравится их снимать, выкладывать в соцсети, видеть реакцию в виде «лайков». Конечно, сейчас многие ворчат, что школьники и так много сидят в сети. Но мы все равно их оттуда не «вытащим». Пусть уж лучше они занимаются в Интернете какой-то интересной образовательной деятельностью, соревнуются, общаются, что-то придумывают. Честно скажу, что чем младше дети, тем легче их увлечь. Ребята постарше нередко фыркают, отказываются участвовать в тех или иных акциях. Заставлять их, конечно, не следует. Но нужно дать возможность попробовать себя. Многие потом втягиваются и с радостью участвуют в последующих мероприятиях. Так, например, в средней школе у нас есть отряд добровольцев, которые помогают в организации школьных челленджей, флешмобов. Дети начинают чувствовать себя нужными, востребованными. Они видят, что их общественная деятельность приносит реальный результат.

Навигаторы детства Куса

Экологический отряд в рамках проекта РДШ «Живи в стиле ЭКО» действует также и на базе школы № 9. В него входят учащиеся 7-8 классов. Недавно ребята провели экологическую акцию, в ходе которой собрали много пластиковых крышек. Они будут отправлены на переработку, а вырученные деньги – на благотворительность.

— Мы продолжаем реализовывать и свои проекты, и те, которые нам предлагает РДШ, — говорит советник по воспитанию школы № 9 Александра Лельбикс. – И самое главное, к чему мы приходим, — это все-таки менять формат мероприятий, проводимых для детей. Отходить от старых, скучных форм и осваивать новые, интерактивные методы, когда ребенок является не просто сторонним наблюдателем, а активным участником процесса. Он сам может что-то сделать, проявить себя, выложить результат своего труда в Интернет. Параллельно идет процесс социализации, это в больше степени касается каких-то групповых проектов, в ходе которых дети знакомятся друг с другом, учатся работать в команде, сами распределяют роли внутри своей группы. У нас есть актив – дети, которые охотно участвуют в конкурсах, акциях, встречах. Не менее важно вовлекать и скромных, стеснительных ребят. Отдельное направление деятельности советников по воспитанию – это работа с детьми из группы риска. Ее планируется вести совместно с психологом и социальным педагогом. Бывает, что ребенок не может реализовать себя в учебе. Важно дать ему возможность проявить себя в чем-то другом. Где-то даже преодолеть его инертность, подтолкнуть, придать импульс. Ребенок участвует, видит, что у него получается не хуже других – а где-то, возможно, и лучше. У него повышается самооценка, меняется отношение к учебе, к жизни. Он видит, что чего-то стоит! При этом важно, что наши мальчишки и девчонки не «варятся» внутри своего муниципалитета. Любой может ярко показать себя на региональном, на федеральном уровне. Это зависит только от его активности, способностей, талантов.  Он может выиграть какой-то приз, поехать на конкурс в другой город. И это круто!

Фото: Александра Лельбикс, Светлана Полянская, Александр Волков

Вам также может понравиться ...