Педагог из Кусы удостоена премии областного Заксобрания
В этом году учитель русского языка и литературы школы № 9 Лариса Борисовна Каменских удостоена премии Законодательного собрания Челябинской области. Эта высокая награда подтверждает и ту любовь, которую вот уже более 25 лет ребята дарят своему педагогу. А она рождается только в ответ на искреннее, теплое отношение к детям, школе, к своему делу.
Лариса Борисовна говорит, что знала о своем жизненном предназначении с самого детства.
– У меня не было других шансов, кроме как стать учителем, – улыбается она. – Моя мама всю жизнь проработала с детьми – сначала воспитателем, потом заведующей детского сада № 2 «Березка». Я часто пропадала у нее на работе, мне нравилась эта атмосфера. Постоянно играла в школу – делала маленькие тетради, дневнички… Мне очень повезло с моими педагогами, я училась в школе № 1. Помню, в старших классах к нам пришла учитель Раиса Бареевна Ахмадеева. Она влюбила нас в литературу! Прекрасным человеком была и наш классный руководитель Сара Гатаульевна Яныбаева, и другие педагоги. Уже со школьных лет никто не сомневался, что я стану учителем. Так и произошло.
Девушка окончила Магнитогорский пединститут. Сначала работала в поселке Октябрьском, позже перешла в кусинскую школу № 7. Затем в жизни нашей героини произошел крутой поворот – она переехала жить в Приморье, город Находка. Но через 20 лет вернулась в Кусу, в родную «семерочку».
Последние три года Лариса Борисовна работает в составе коллектива школы № 9. О коллегах отзывается очень тепло. Когда седьмую школу расформировали, учителя немного переживали, как будет происходить слияние с новым коллективом. Но, по ее словам, их встретили очень доброжелательно и предоставили все возможности для работы.
Также позитивно, по-доброму, Лариса Борисовна Каменских говорит и о своих учениках. Хотя сейчас нередко можно услышать, что нынешние дети совсем не такие, как раньше. Мол, не хотят учиться, грубят, не слушаются…
– Я постоянно от кого-то слышу, что дети нынче «не те», – делится она. – У меня на это всегда один ответ: дети как дети! Мне, наверное, везет по жизни, но ребята всегда попадаются хорошие. Да, многие не читают, не любят, не приучены это делать. Есть хулиганы. Есть и проблемы. Но это – нормально. Это обычные человеческие отношения, в которых могут быть и позитивные моменты, и не очень. На самом деле, я считаю, не так важны оценки, как то, что у человека в душе, какой он. Я в своих детей верю. Однажды я вдруг как-то спонтанно сказала ребятам: «Спасибо вам за урок! Мне так понравилось сегодня с вами его проводить!» Это был восьмой класс – самый «ершистый», переходный возраст… Они очень удивились, так как, вероятно, впервые услышали такое от учителя. Говорят: «Это вы нам?» И с тех пор у нас как-то наладились отношения. А потом и они стали мне говорить: «Спасибо вам за урок!» Сейчас я классный руководитель у шестого «б». Ребята хорошие, активные, с характером. Я считаю, это лучше, чем быть совсем без характера! И родители у них замечательные, мы с ними находим общий язык.
Каждому учителю очень важно удерживать баланс между строгостью и мягкостью, чтобы поддерживать дисциплину и в то же время оставаться для них искренним, интересным собеседником.
– Думаю, я скорее строгий учитель, требовательный, – признается Лариса Борисовна. – Как говорят дети, «строгая, но добрая». Правда, тут есть нюанс. Учитель может быть добрым, а может добреньким. Чувствуете разницу? Это, кстати, хороший пример, на котором мы можем видеть глубину и богатство русского языка. Слова почти одинаковые, но смысл и эмоциональная окраска разные. Я не добренький учитель, кто сквозь пальцы смотрит на беспорядок и «рисует» оценки повыше. Но я очень стараюсь заинтересовать их литературой, помочь полюбить ее так же, как и я. Я и в школе обожала читать, а когда стала преподавать, и вовсе влюбилась в литературу без ума… Это самый эмоциональный, живой предмет. Иногда мне говорят: а зачем читать книги, ведь и без них можно прекрасно жить. Конечно, можно! И я прекрасно понимаю детей, когда они говорят, что им сложно читать Пушкина, Гоголя, Толстого. Они писали не для детей, а для взрослых. Но чем ценна литература? В ней есть ответы на все жизненные вопросы. Все, о чем человек в разные периоды жизни задумывался, размышлял, переживал. И это помогает лучше понять себя, разобраться в отношениях, в том, что происходит в мире. Ведь все повторяется, и многие произведения, написанные десятки, сотни лет назад, актуальны и сегодня. А что касается русского языка… Я просто не понимаю, как его можно не любить. Он такой прекрасный, свободный, глубокий. Его обязательно надо знать, изучать, чтобы оценить его великолепие и богатство!
У каждого педагога за годы работы появляются свои профессиональные секреты, которые помогают интереснее проводить урок, лучше запоминать новые знания. Есть такие «фишечки» и у нашей героини.
– Прежде всего я стараюсь найти какие-то яркие факты из жизни писателя, рассказать детям, – говорит Лариса Борисовна. – Ведь если знать, что это был за человек, как он жил, то гораздо понятнее становится и его творчество. К тому же сейчас есть возможность преподнести это, например, в формате видео. Недавно мы смотрели ролик про Александра Грибоедова, его трагическую судьбу, молодую жену Нину. Ей было всего 15 лет, когда он впервые увидел ее и влюбился! Через несколько месяцев брака писатель трагически погиб, и она до самой смерти больше так и не вышла замуж, храня верность погибшему супругу. Не все знают, что Грибоедова также писал вальсы. Мы и их слушали. Через чувства, эмоции, образы дети лучше воспринимают информацию. И это, конечно, интереснее, чем просто читать учебник. Такой подход работает во всем. Например, чтобы быстрее запомнить вопросы, на которые отвечает определение в предложении, мы… читаем рэпчик. Почему нет? А чтобы выучить слова-исключения, в которых после шипящей пишется буква «о», я предлагаю ребятам представить целую историю. Как некто в капюшоне полез в сад воровать крыжовник, зацепился за изгородь и порвал шов… А потом его увидел сторож и прогнал шомполом! Дети смеются, но они запомнят это на всю жизнь, еще и внукам своим перескажут!
Сейчас у Ларисы Борисовны достаточно высокая нагрузка – в день бывает до 10-11 уроков. Если проводить их, как это она делает, – горячо, увлеченно, эмоционально, – то это, мягко говоря, выматывает. Но она и не думает «сбавлять обороты» и переходить в менее энергозатратный режим. И жить, и работать иначе она не умеет.
– Думаю, именно мы, учителя литературы, как никто, знаем детей, какие они, о чем думают, что чувствуют, – говорит она. – На уроках мы всегда обсуждаем произведения, и мне очень важно, как они их для себя поняли. Я говорю так: то, что написано в учебнике, я и так знаю, мне это не интересно. Мне интересно, что мне скажете вы. И они высказываются, обсуждают, спорят. И мы все вместе приходим к какому-то выводу. Главное, не бояться ошибиться, сказать не то, что от тебя ожидают. Бывает ведь, и я чего-то не знаю. В чем-то оказываюсь не права. Мне не зазорно признать свои ошибки, извиниться. Человек не может знать все! «Уронить» свой авторитет не боюсь – с годами я вообще смелее стала к нему относиться. Хуже, мне кажется, наоборот, когда педагог боится признать свою неправоту. Дети ведь все прекрасно замечают…
Фото Сергея Егорова