Озвучил итоги социально-экономического развития области
В своем послании Законодательному Собранию Челябинской области Борис Дубровский отчитался о результатах деятельности в 2017 году и задачах на 2018 год.
Экология
2017 год был объявлен Президентом России Годом Экологии. Для южноуральцев, прежде всего, жителей крупных городов, состояние окружающей среды является одной из актуальных тем. Отсюда понятен тот общественный интерес ко всему, что было связано с этой тематикой. Во многом именно это отношение людей стало катализатором многих региональных инициатив. Но прежде чем их перечислить, скажу о другом.
Сегодня во всем мире продолжается поиск принципов так называемого «устойчивого развития». В его основе лежит непреложное признание условия современному человечеству использовать природные ресурсы без ущерба для будущих поколений. Поэтому не случаен рост популярности в современном мире теории Вернадского о ноосфере как результате высшей стадии эволюции биосферы, на основе высших достижений человеческого разума.
Почему я говорю об этом с этой трибуны? Потому что глубоко убежден: вопросы подобного глобального масштаба должны решаться на стыке фундаментальной и прикладной науки, профессиональными инструментами, и уж точно – не на митингах. Часть наших земляков увлеклась протестной риторикой, которая не решает проблему, но наносит имиджевый урон нашему региону. Мне глубоко претит атмосфера социального пессимизма и разочарования, которую пытаются навязать наши оппоненты.
Заметны попытки посеять тревогу и неверие в будущее региона у молодежи. К счастью, это не удается. Челябинская область по-прежнему остается регионом, привлекательным для инвестиций и людей. Вопреки домыслам, население Челябинска не уменьшается, а напротив – растет. Только за прошлый год челябинцев стало больше на 3403 человека, из них 1123 за счет естественного роста и 2280 человек приехали сюда жить и работать. В Челябинске сегодня живет более миллиона двухсот тысяч человек, и я рассчитываю, что в этом году мы также будем иметь прирост.
В работе по защите окружающей среды я выступаю за последовательность действий, в рамках существующего законодательства, и далее намерен действовать исключительно в этом русле.
Теперь о конкретных шагах. В рамках выполнения поручений Президента по итогам Госсовета 2016 года были реализованы мероприятия по созданию кластеров для переработки твердых коммунальных отходов, сводных томов расчетов по загрязнению атмосферного воздуха, внедрению новых природоохранных практик на производстве. На Магнитогорском металлургическом комбинате приступили к реализации масштабной программа «Чистый воздух». Подготовлено соглашение о сотрудничестве Правительства области с группой «Мечел». Ее челябинские предприятия направят на природоохранные мероприятия более миллиарда рублей в течение ближайших двух лет. К процессу подключились Челябинский цинковый завод, Челябинский электрометаллургический комбинат, предприятия группы «Энергопром». В регионе всё больше предприятий готовы развиваться на принципах «зеленой экономики», в контакте с гражданским обществом и властью.
Принят региональный закон о льготах по налогу на движимое имущество для стимулирования природоохранных корпоративных программ. Считаю это примером органичного сочетания механизмов формального и неформального управления, что даст необходимый эффект при решении задач комплексного развития региона.
Год экологии формально закончился, но практическая работа в этой сфере продолжается. В 2018 году начнут решаться задачи, копившиеся многие десятилетия. Это, прежде всего, рекультивация Коркинского разреза и Челябинской городской свалки. Продолжим работать над созданием промышленной отрасли в сфере обращения и переработки отходов.
Охрана окружающей среды остается ключевым приоритетом на среднесрочную перспективу. Это социально значимая задача, которая касается здоровья, самочувствия, комфорта большинства южноуральцев. Поэтому эту работу будем усиливать, с учетом начала промышленного роста в регионе.
Экономика
В 2017 году после двухлетнего спада начал расти индекс промышленного производства. По итогам года он составил 105,3%. Базовыми отраслями по-прежнему остаются металлургия и металлообработка – их доля в общей отгрузке продукции составляет порядка 60%. С приростом к 2016 году сработали добывающая отрасль (108,6%), обрабатывающие производства (105,7%), в том числе машиностроение и предприятия оборонно-промышленного комплекса. На 2,5% выросли объемы сельскохозяйственной продукции. Лидерами роста в 2017 году стали отрасли, которые обычно находятся в тени наших базовых отраслей. На 20% выросло производство мебели и одежды, на 10% — производство текстильных изделий, на 7% — производство обуви. Валовый региональный продукт Челябинской области в 2017 году по предварительной оценке вырос более чем на 4 %, достигнув одного триллиона двухсот семидесяти миллиардов рублей.
Экономические показатели начала года подтверждают тенденции роста. К январю 2017 года индекс промышленного производства вырос почти на 15 %, объемы в обрабатывающих производствах – на 17,5 %, в металлургии – на 13,6 %. Важно, чтобы эта тенденция закрепилась в течение года и стала основой для дальнейшего экономического роста. Развитие базовых отраслей должно быть синхронизировано с ростом доли инновационной продукции, внедрением элементов и принципов цифровой экономики. Эта та золотая середина, которую мы ищем.
Последние четыре года Правительство Челябинской области целенаправленно развивает индустрию информационных технологий. Тип экономики будет меняться с индустриального на инновационный, и это уже сейчас требует перехода на новые уровни технологического уклада. Во всем мире растёт рынок промышленного Интернета. Цифровизация экономики увеличивает скорость движения товаров и услуг, повышает производительность труда и, главное, экономит время, которого нам всем не хватает.
Важным событием для нашей области стало недавнее открытие на базе Челябинского Ай-Ти-парка регионального оператора инновационного центра «Сколково». Кроме Челябинска сегодня в России только Екатеринбург и Новосибирск имеют полный доступ к технологиям и новаторским решениям «Сколково». Важно, чтобы новые технологии интенсивно вписывались в формируемую систему «умного региона». Немного детализирую эту тему.
В рамках развития цифровой экономики должно становиться эффективней управление во всех сферах, включая государственный и муниципальный менеджмент. Лучшая мировая практика в этом плане концентрируется вокруг проектов «Умный город» и «Электронное правительство». Соответствующий федеральный центр компетенций создан в компании «Ростелеком», с которой мы заключили соглашение о сотрудничестве. Одним из трех российских пилотных умных городов станет наша Сатка. Не буду сейчас вдаваться в детали проекта, скажу главное. Для меня «Умный город» — это город больших возможностей, где живут и трудятся умные, инновационно мыслящие люди. Мы к этому движемся в масштабах всей области. Один пример: по опросу Росстата 61% южноуральцев пользуются сервисами на федеральном портале госуслуг, и только за 2017 год на нем зарегистрировалось свыше 700 тысяч южноуральцев. Люди делают выбор в пользу новых технологий, и это нужно поддерживать.
Ряд задач по развитию экономики имеет долгосрочный характер. Прежде всего, это связано с импортозамещением и выпуском экспортоориентированной продукции. На это нацелено большинство инвестпроектов, реализуемых либо привлекаемых в регион. По итогам 1 квартала текущего года мы будем иметь полную картину по объемам привлечённых инвестиций и рассчитываем на прирост к показателям 2016 года. Задача увеличения притока инвестиций сохраняется. «Борьба за инвестора» усиливается с каждым днем и начинает приносить свои плоды.
Во-первых, в прошлом году в регионе полностью сформирована инфраструктура поддержки промышленности, развития инновационных кластеров, сопровождения инвестпроектов.
Во-вторых, нам удалось совместить современную промышленную политику с принятой стратегией пространственного развития Челябинской области в части моногородов и индустриальных кластеров. Создание крупных агломераций позволит равномерно распределить экономическую нагрузку, создать новые рабочие места, обеспечить мобильность трудовых ресурсов и «выравнивание» уровня жизни людей.
В-третьих, развитию «точек роста» поможет статус территорий опережающего развития. В 2017 году статус ТОСЭР получили Верхний Уфалей и Бакал. Уже в этом году этот статус получили Озерск и Снежинск. Это позволит моногородам реализовать комплексные проекты разного уровня наукоёмкости. Статус есть – нужны резиденты. Продолжим совместную работу с Правительством России, госкорпорациями и частными инвесторами.
Отмечу, что в 2017 г. в ряде моногородов удалось переломить ситуацию с безработицей и снизить значения годовой давности в среднем в полтора раза. А в целом уровень безработицы в регионе является одним из самых низких за последние два десятилетия. Параллельно этому велась работа по сокращению задолженности по зарплате в коммерческом секторе – объемы снижены вдвое. Эта работа будет продолжена совместно с органами прокуратуры, которая занимает активную и принципиальную позицию.
Улучшилась социально-экономическая ситуация в сельских районах. Наш агропромышленный комплекс с 2014 года сохраняет положительную динамику. На сегодня в регионе годовое производство основных продуктов питания превышает минимальные нормативы продовольственной безопасности в среднем в 2,5, а по отдельным видам продовольствия — более чем в три раза. Это усиливает задачу поддержки вывоза в другие регионы и страны.
В 2017 г. суммарный объем господдержки регионального АПК составил 4,1 млрд. рублей. В текущем году объем господдержки сохранится, с внедрением новых форм. Продолжим участие во всех федеральных проектах, с учетом климатических особенностей и агрокультурной специализации региона. Особое внимание уделим внедрению новых технологий, развитию молочного и племенного животноводства, обновлению парка сельхозтехники. Подписано соглашение с компанией «Ростсельмаш», который не только поставляет в регион комбайны и другую технику, но и локализует здесь свои производства.
Будем и далее оказывать содействие нашим аграриям при выходе на новые рынки сбыта, в поиске новых партнеров, в реализации новых идей. Это потребует новой нарезки задач для отраслевых министерств и институтов развития, прежде всего – для Агентства инвестиционного развития, Центра предоставления гарантий и поддержки экспорта.
Весь 2017 год мы посвятили масштабной перезагрузке системы поддержки малого и среднего предпринимательства. Одной из самых успешных практик – и это признано на федеральном уровне – стало создание МФЦ «Территория бизнеса», где реализован принцип «одного окна» в предоставлении услуг для начинающих предпринимателей. Меньше чем за год Центром предоставлено более 15 тысяч услуг, реальную поддержку получили свыше 6 тыс. предпринимателей. Действует региональный Центр микрофинансирования. Наряду с этим продолжаем использовать прежние механизмы льгот и налоговых преференций для предпринимателей.
В 2018 году планируется направить почти 276 млн. рублей на развитие инфраструктуры поддержки бизнеса. Продолжим развивать сотрудничество с нашими традиционными партнерами – Южно-Уральской торгово-промышленной палатой, региональными отделениями «ОПОРЫ России» и «Деловой России», Союзом промышленников и предпринимателей. Это сотрудничество считаю очень важным в плане укрепления позиций нашей области в Национальном рейтинге инвестиционной привлекательности регионов. Рассчитываю, что в ближайшем периоде мы закрепимся в двадцатке регионов-лидеров Нацрейтинга и продолжим движение в лидерскую десятку.
Для достижения этих целей будет сохранен стратегический курс на расширение внешнеэкономических и межрегиональных торговых связей. В числе приоритетов – страны-участники Шанхайской организации сотрудничества и Евразийского экономического союза. На их долю сегодня приходится почти 40 % годового внешнеторгового оборота Челябинской области. Его объем в 2017 году, по предварительным данным, достиг 7,8 млрд. долларов. При этом экспортные поставки выросли более чем на четверть, достигнув 4,9 млрд. долларов, что во многом связано с выходом на новые рынки сбыта. При этом важно понимать, что отношение к нам зависит не только от текущих деловых контактов, но и масштаба задач, которые ставим перед собой. Назову основные.
Первый – участие в создании транснационального транспортного коридора «Евразия», связывающего Европу, Россию, Казахстан и Китай. В его рамках начнется строительство скоростной магистрали «Челябинск-Екатеринбург» с выходом на ВСМ «Москва-Пекин». Проект вошел в стратегические документы развития российской системы путей сообщения, есть интерес у казахстанских и китайских партнеров. Формируются основные инструменты для реализации проекта на принципах государственно-частного партнерства. В Правительстве России в ближайшее время будет рассмотрена частная концессионная инициатива.
Нашему региону необходимо активно встраиваться в современные международные транспортные коридоры. XXI век справедливо называют веком коротких пространств, и мы должны развиваться в этой логике, чтобы не остаться на периферии основных мировых и национальных трендов.
Второй международный проект – подготовка к проведению в Челябинске в 2020 году саммита стран ШОС и БРИКС. По-прежнему уверен, что проведение любых крупных мероприятий является драйвером для развития региона. В 2017 году завершился архитектурный конкурс по будущим объектам саммита. Сегодня мы приступили к строительству конгресс-холла: в стадии завершения проектно-изыскательские работы, ведется планирование участка, в том числе с учетом создания искусственного земельного участка. Также ведутся работы по выносу с площадки инженерных коммуникаций, по окончании которых перейдем непосредственно в фазу строительства. Конгресс-холл свяжет два берега реки Миасс и будет важной архитектурной доминантой Челябинска. Также в этом году начнется реконструкция набережной.
Третий проект носит комплексный характер и ставит целью превратить Челябинск в площадку для проведения крупных международных мероприятий. Большой шаг к этому сделан в прошлом году, при подготовке и проведении Российско-Казахстанского форума. В этом году у нас пройдет Российско-Китайский форум малого и среднего бизнеса, Российско-Киргизская межрегиональная конференция, 5-ый Всероссийский медиа-форум и еще ряд важных событий. За площадки под всевозможные ЭКСПО идет мировая борьба, и мы не должны быть в этой борьбе аутсайдерами.
Все эти проекты оцениваю с позиции формирования крупного инфраструктурного «наследия», которое по завершению мероприятий начнет работать в интересах жителей области. Это касается не только экономических, но и спортивных, культурных, научных мероприятий. Каждый раз после проведения в Челябинске спортивных чемпионатов в соответствующие секции на 30-40 процентов возрастает приток детей и подростков. Это важная мотивация к здоровому образу жизни – и прямые инвестиции в человека и его будущее.
Благоустройство
В 2017 году более 12 млрд. рублей было направлено на строительство, ремонт и обслуживание областной дорожной сети. В рамках Президентского проекта «Безопасные и комфортные дороги» Челябинской агломерации был дополнительно направлен миллиард рублей на развитие дорожной сети, в том числе 700 млн. рублей – непосредственно городу Челябинску.
В этом году мы также продолжим участие в Президентском проекте, в увязке с проектом «Формирование комфортной городской среды» и региональной программой «Реальные дела». По объему финансирования примем вместе с вами решение с учетом поступлений в бюджет области по итогам 1 квартала текущего года. Этот подход позволит сконцентрировать все финансовые ресурсы на комплексном решении задач благоустройства, повышения качества дорог, развития муниципальной инфраструктуры.
Сохранится принцип выбора финансирования для каждого объекта на основе волеизъявления проживающих в микрорайоне или в поселке людей. Напоминаю главам территорий, что мнение людей должно быть полностью учтено.
Также в увязке с озвученными задачами продолжим работу по развитию транспортной сети и общественного транспорта, прежде всего, в крупных городах. Рассмотрим возможность льгот по транспортному налогу для автовладельцев, использующих газомоторное топливо и электродвигатели. Продолжим работу с потенциальными инвесторами в рамках строительства челябинского метрополитена, будет сформирована документация для варианта концессии в рамках государственно-частного партнерства.
Стройкомплекс
Важным индикатором оживления экономики в регионе является рост объемов жилищного строительства. В 2017 году прирост составил 6,7%, натуральные объемы превысили 1,4 млн. кв. метров. До этого два года шло падение. Замечу, что бюджетные вложения в рамках госпрограмм стали стабилизирующим фактором для строительной отрасли. Челябинская область в числе первых завершила реализацию федеральной программы переселения граждан из ветхого и аварийного жилья. Только в 2017 году было расселено свыше 41 тыс. кв. метров аварийного жилья, улучшили жилищные условия 2,6 тыс. человек. А в целом за период работы с Фондом содействия реформированию ЖКХ с 2008 по 2017 год ликвидирован аварийный фонд в объеме 375 тыс. кв. метров, улучшили жилищные условия более 25 тыс. человек. На эти цели направлено более 11 млрд. рублей.
Предстоит работа над улучшением жилищных условий тех, у кого жилье признано аварийным после 1 января 2012 года. На сегодня это оценочно 240 тыс. кв. метров, и эта цифра постоянно растет. На расселение потребуется порядка 9 млрд. рублей в действующих ценах. При этом Челябинская область одна из немногих регионов продолжает реализацию программных мероприятий по расселению аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 01.01.2012 г. В период 2018 — 2020 годов планируется направлять ежегодно по миллиарду. рублей, что позволит в указанный период расселить аварийный фонд в объеме 93 тыс. кв. м.
Рассчитываем также на продолжение федерального финансирования, с учетом положительного опыта нашего сотрудничества с федеральным Фондом реформирования ЖКХ.
Говоря о строительстве жилья, мы не можем обойти проблему «обманутых дольщиков». К сожалению, эта проблема с глубокими корнями у нас не решена в полной мере. Тем не менее, постепенно наводим порядок в этой сфере, поскольку каждый случай индивидуален, и в каждом таком случае мы ищем точечное решение этой важной социальной и эмоциональной для людей проблемы. Есть успехи, и я их назову.
В 2017 г. в регионе было достроено и заселено 13 проблемных домов, в т.ч. 10 домов компании «Гринфлайт». В проблемную повестку вошли недостроенные дома компании «Речелстрой». 11 домов внесены в «дорожную карту» с конкретными сроками завершения строительства. В целом в 2018 году в соответствии с планом-графиком будет введено 20 многоквартирных жилых домов, квартиры получат 4415 дольщиков. В том числе, 15 домов «Гринфлайт», с числом дольщиков 2049. Отмечу, что один проблемный дом компании «Проминвест» уже введен в Миассе. Кроме того, сверх утвержденного графика, планируется ввести 3 дома «Речелстроя» — это еще 543 дольщика.
Сейчас региональным органам власти дано право давать разрешение на строительство с привлечением средств граждан только финансово устойчивым компаниям. Это позволит избежать впредь многих проблем, которые возникали в прежний период. Также считаю важным для решения проблемы дольщиков поиск инвесторов, сотрудничество с банками и страхование рисков.
Бюджетная политика
В 2017 году сохранилась тенденция роста налоговых и неналоговых доходов бюджета. Общая сумма доходов консолидированного бюджета области за 2017 год составила 178 млрд. рублей, увеличившись по сравнению с 2016 годом на 9%.
В регионе осуществляется стабильное исполнение расходных обязательств, в т.ч. на реализацию социальных Указов Президента России. В этой части расходы составили 75 млрд. рублей, из которых основная часть была направлена на оплату труда в бюджетной сфере, в том числе 3 млрд. рублей дополнительно.
Системно проводилась работа по оздоровлению региональных финансов. Результатом целенаправленной политики по повышению эффективности бюджетных расходов стало сокращение дефицита бюджета и госдолга Челябинской области. Впервые за последние пять лет областной бюджет исполнен с профицитом, объем которого составил 7 млрд. рублей.
Государственный долг Челябинской области в течение 2017 года сокращен с 28,5 млрд. рублей до 15,6 млрд. рублей (на 45%), в том числе за счет полного погашения коммерческих займов. По итогам 2017, по данным оперативного доклада Счетной палаты, наибольшее сокращение госдолга отмечено в Челябинской области и Москве — в 1,8 раза.
Результаты бюджетной политики Челябинской области в 2017 году нашли отражение в высоких значениях кредитных рейтингов ведущих агентств — Фитч Рейтингс и АКРА. Это еще раз подтверждает, что наш регион финансово устойчив, в том числе благодаря экономическим показателям и реализуемой долговой стратегии. Это позволяет нам более уверенно планировать расходы на социальную сферу, которые в 2018 году существенно увеличены.
На последнем совещании в Правительстве России Челябинская область была названа в числе субъектов, где индикативные показатели по зарплате работникам бюджетной сферы достигнуты по всем категориям. Но мы готовимся к тому, что дополнительных затрат из бюджета потребует предстоящее в мае т.г. увеличение минимального размера оплаты труда, который достигнет прожиточного уровня. Потребуются дополнительные меры для бюджетного манёвра.
В текущем году на 6,3% увеличены расходы на меры социальной поддержки населения. Их совокупный объем составит 26,4 млрд. рублей. В безусловном порядке меры социальной поддержки будут предоставлены ветеранам труда, инвалидам, сельским педагогам и иным специалистам. Будет усилена социальная поддержка многодетных и приемных семей, детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей. В частности, на приобретение жилья детям-сиротам предполагается направить из областного бюджета 550 млн. рублей, что в полтора раза больше прошлогодних объемов. При этом будет ужесточен контроль за качеством приобретаемого жилья. В целом меры социальной поддержки коснутся каждого третьего жителя области.
Важным остается вопрос о предоставлении многодетным семьям земельных участков для жилищного строительства. В ряде муниципалитетов, прежде всего, в Челябинске, это является неразрешимой проблемой вследствие отсутствия необходимых участков. Многие семьи готовы получить вместо них денежную компенсацию, и эти пожелания мы должны учитывать. На сегодня в очереди на участки зарегистрировано около 6 тыс. семей.
Считаю, нужно дать людям право выбора и законодательно закрепить возможность получить денежные средства для улучшения жилищных условий. Предварительно эта мера социальной поддержки обойдется областному бюджету в 100 млн. рублей, но таким образом будет создан реальный механизм решения проблемы, актуальной для тысяч многодетных семей Челябинской области. Это предложение будет оформлено и внесено в Законодательное Собрание в качестве инициативы областного Правительства. Прошу вас, уважаемые депутаты, поддержать эту социально значимую инициативу!
Здравоохранение
Одной из весомых статей расходов бюджета остается система регионального здравоохранения. В 2017 году результатом ее работы стало снижение смертности по всем основным показателям на 4,4 %, что позволило сохранить жизнь более чем двум тысячам людей. Впервые в истории Челябинской области в 2017 году в областной клинической больнице была осуществлена пересадка сердца. Наш регион стал 10-ым в России, а областная больница – 12-ой в стране, где стала доступной эта высокая технология. В целом объемы высокотехнологичной помощи в регионе за год увеличились более чем на 10 % и составили немногим менее 29 тыс. процедур. А с 2013 года эти объемы увеличились более чем в два раза.
В 2018 году на развитие здравоохранения области будет направлено с учетом средств ФОМС 56 млрд. рублей. Это позволит приступить к реализации ряда новых программ, которые максимально приблизят медицинскую помощь к людям, особенно жителям малых городов и сельских населенных пунктов. В этом плане отмечу, что за последние 4 года в регионе не был закрыт ни один фельдшерско-акушерский пункт. Более того, начнет работать программа по строительству ста объектов здравоохранения в течение трех лет. Для дальнейшего привлечения и закрепления кадров в сельской местности продолжим реализацию программ «Земский доктор» и «Земский фельдшер», за время действия которых в территории приехало свыше 525 специалистов.
Образование
Что касается сферы образования, считаю важным отметить выполнение поручение Президента и доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет. За последние три года с федеральной поддержкой создали дополнительно более 10 тыс. детсадовских мест, ввели в эксплуатацию 62 объекта. Сейчас детские сады посещает почти 230 тыс. юных южноуральцев. Теперь главный акцент на ясельный возраст.
Также выполняем поручение Президента России о переводе учащихся общеобразовательных школ на обучение в одну смену. На сегодня в одну смену занимается 80% южноуральских школьников. В 2018 году планируется ввод в эксплуатацию трех школ суммарной емкостью 2 тыс. 425 мест в Сосновском районе, в Магнитогорске и в Челябинске.
В сфере профессионального образования важно сказать о формировании нового типа образовательного заказа, ориентированного на потребности реального сектора экономики. Расширяется практика заключения договоров между промышленными предприятиями и учреждениями профессионального образования, что гарантирует студентам прохождение по-настоящему полезной практики, а выпускникам – трудоустройство. В этом вопросе социально ответственную позицию занимают ЧТПЗ, ММК, «Мечел» и еще ряд крупных предприятий Челябинской области. Также наша область активно участвует в международном движении Ворлд-Скилс (WorldSkills), и сегодня входит в ведущую десятку регионов России — участников Национального чемпионата молодых профессионалов. Кроме непосредственной специальности, профобразование формирует и ключевые компетенции 21-го века: работа в команде, решение проблем, проектная деятельность.
Молодежь
В части молодежной политики нам необходимо развивать современные общественно-культурные точки притяжения молодёжи, которые бы отвечали всем её коммуникативным, информационным и культурным запросам. В буквальном смысле воспитывать в человеке культуру поведения, быта, общения. У молодежи должен быть свободный доступ к разным видам здорового, полезного досуга. В том числе – к объективной и полной исторической, культурной, художественной информации. С этой целью в 2017 году Правительством Челябинской области заключались соглашения о долгосрочном сотрудничестве с Большим театром, Музеями Московского Кремля, Президентской библиотекой. В этом году подписали Соглашение с Российским историческим обществом.
Мы поддерживаем региональные образовательные и книгоиздательские проекты краеведческой и исторической направленности. Сейчас готовим к подписанию еще одно соглашение – с Российским книжным союзом. Встраиваясь в эти большие общероссийские проекты, мы тем самым даем нашей молодежи дополнительную возможность проявить себя. Эта работа, безусловно, будет продолжена с участием региональных молодежных организаций на всех социально значимых направлениях.
В этой связи обращаю ваше внимание на начало процесса формирования нового состава Общественной палаты Челябинской области. Законодательные новеллы существенно расширяют возможности региональных законодательных органов. Думаю, будет правильно, если мы, каждый на своем уровне, дадим дорогу молодым лидерам, которые зарекомендовали себя практическими делами. А лидеры у нас есть! Шесть молодых южноуральцев прошли в финал Всероссийского конкурса «Лидеры России», двое из них стали победителями.
В прошлогоднем Послании я озвучил ряд размышлений, какой будет наша нынешняя молодежь через 18 лет, какой будет область в 2035 году. Вместе с коллегами мы оцифровали ряд стратегических направлений. Планируем в марте текущего года вынести проект Стратегии развития Челябинской области до 2035 года на широкое профессиональное и общественное обсуждение. После обсуждения по блокам с вашим участием и согласования с федеральными министерствами этот документ станет нашей базовой основой для движения вперед.