Музыкант из Кусы знакомит с удивительными этническими инструментами

JmgGpuRb-ws

Чем необычнее – тем интереснее. Такого взгляда на творчество придерживается челябинский музыкант Егор Кусенков, который родился и окончил школу в Кусе.

Учиться в большой город молодой человек уехал в 17 лет. Работать пошел в перспективную сферу IT, а вот отрадой для души всегда была музыка. Молодой человек с детства играл на гитаре, а уже будучи студентом увлекся этникой. Первой серьезной «любовью» Егора стал диджериду – народный австралийский инструмент, представляющий собой большую полую трубу длиной около двух метров и издающий вибрирующие, космические звуки. В 2018 году музыкант приезжал в Кусу, чтобы познакомить земляков со звучанием этого самобытного народного инструмента. Концерт в РКДЦ собрал полный зал любопытствующих зрителей. И ожидания оправдались – артист смог по-настоящему удивить, восхитить и порадовать своим творчеством.

С тех пор Егор Кусенков продолжал развиваться в любимом деле. Много экспериментировал, сочинял свою музыку, выпустил несколько синглов. В Челябинске молодой человек выступает, как правило, на небольших площадках, где собираются истинные ценители самобытной этнической музыки. За эти годы Егор освоил и другие необычные музыкальные инструменты.  

Вот, например, палка, не палка – удлиненный деревянный предмет, украшенный кожаными шнурками с бусинами. Это пимак – флейта индейцев Северной Америки. Он издает удивительно нежное звучание, которое особенно поражает на контрасте с его грубоватым внешним видом. На пимаке сидит маленький красный бычок – это своеобразный оберег, которым индейцы издревле украшали свои изделия. Так как они производятся вручную, каждый инструмент по-своему уникален. Пимак Егора сделан на Алтае.

Калимба – африканский ударный инструмент. Но не спешите представлять что-то вроде барабана. Калимбу еще называют «карманное пианино» – это небольшая деревянная основа округлой формы, на которой расположены 11 металлических язычков. Легкие прикосновения заставляют калимбу петь мелодично и звонко, эти звуки похожи на «песни», издаваемые механической музыкальной шкатулкой. На некоторых калимбах клавиши устроены, как и на пианино: от более низких к высоким звукам, и позволяют сыграть определенную мелодию. Калимба Егора своенравная – ее язычки поют вразнобой и, тем не менее, всегда очень гармонично и красиво. Она изготовлена в Карелии.

Варган на Урале знают многие, у башкир аналогичный инструмент называется кубыз. Варган, как и калимбу, Егор считает интуитивным музыкальным инструментом.

– Вы можете уметь на нем играть, а можете не уметь – это не важно, – говорит музыкант. – В любом случае, он издает приятные, завораживающие звуки. Я как профессиональный музыкант, конечно, могу исполнить определенную композицию. Но это не обязательно – в творчестве всегда есть место импровизации, и варган как раз хорошо позволяет это делать, передавая текущее настроение исполнителя.

Относительно недавно в арсенале музыканта появился компактный вариант диджериду. Классическая версия этого музыкального инструмента, напомним, представляет собой большую трубу длиной около двух метров. Умельцы додумались «свернуть» длину диджериду в несколько раз, изобретя таким образом «дрон-вокс». В его изготовлении использованы современные технологии: он отпечатан на 3D-принтере и на ощупь напоминает грампластинку с ее бороздками на пластике. Малыш-диджериду, конечно, уступает своим «взрослым» собратьям по мощности, громкости и богатству звучания. Но зато удобный размер позволяет прихватить его в гости или в поход. Егор признается, что может подудеть даже в ожидании транспорта на автобусной остановке. Челябинцы реагируют на такие экспромты позитивно, с интересом.

Что касается классических австралийских труб, сейчас у Егора Кусенкова в арсенале четыре диджериду. Все они обладают своим неповторимым внешним видом, «характером», звучанием и сами диктуют исполнителю, что на них играть. Так, например, один из самых любимых носит имя «Датура», он раскрашен в яркие цвета и обладает аутентичным звучанием, ближе к аборигенскому. Инструмент изготовлен в екатеринбуржской «Лаборатории диджериду» и имеет порядковый номер «пять». Челябинец говорит, что это один из самых крутых и  мощных диджериду, которые он когда-либо держал в руках.

Еще один необычный музыкальный инструмент – индийский ситар. Его пение мгновенно переносит слушателя в атмосферу восточной сказки. Ситар изготовлен в Индии по классическим технологиям, инкрустирован костью и перламутром. У него тоже есть свой маленький «хранитель» – фигурка лебедя внизу, у основания струн. Струн здесь целых 18, причем расположены они в два ряда. Музыканты активно используют, как правило, только одну струну. Остальные выступают «хором», резонируя и создавая мягкое, объемное, как облачко, звучание. Старинный ситар Егора не отстает от современности: его можно подключить к усилителю, как электрогитару. Как и большинство инструментов Егора Кусенкова, этот ситар – единственный в своем роде, так как изготовлен мастером вручную. Но и в целом в Челябинской области совсем мало настоящих ситаров, их можно буквально пересчитать по пальцам.

Гитара Sigma, произведенная в Китае, – пожалуй, самая простая и понятная вещь в музыкальной коллекции нашего героя. Но и та с «изюминкой». На ней 12 струн, каждая пара используется как одна струна. Гитара полностью настроена под своего обладателя. Кроме того, Егор применяет свою авторскую технику игры, свои аккорды. Так что даже обычный, казалось бы, привычный нам инструмент может выдать такие «фортеля», что удивит самого искушенного слушателя.

Являясь поклонником аутентичных старинных народных инструментов, Егор Кусенков активно применяет в своем творчестве и современные достижения прогресса. Например, очень удобно сочинять и записывать мелодии на карманном синтезаторе Korg. Кроме того, сейчас артист выступает сольно и, конечно же, не может одновременно играть на всех своих инструментах. На помощь приходит «лайв-лупинг» (live-looping) – техника, позволяющая записывать и воспроизводить фрагменты звуков прямо по ходу выступления. Это не подготовленные заранее готовые звуковые дорожки, а каждый раз новые импровизации, которые соединяются и образуют настоящий оркестр. В точности повторить такое выступление невозможно, так что каждый раз оно получается особенным, по-настоящему живым.

– Раньше я выступал в составе группы Psyberia, и, конечно же, это здорово, когда каждый музыкант играет на своем инструменте, – говорит Егор Кусенков. – Но сейчас по ряду причин мы не можем собираться, и я выступаю один. Это тоже в некотором роде неплохо, ведь сделать музыку так, как я ее вижу, могу только я.

Фото: предоставил Егор Кусенков

Вам также может понравиться ...