Кусинцы продолжают делиться воспоминаниями о «каменном» периоде

IMG_3037

В 90-х и позже практически в каждой семье занимались изготовлением или реализацией картин из каменной крошки. В те годы это была работающая возможность прокормить семью, заработать на машину или квартиру. Сегодня кусинцы делятся своими воспоминаниями о том периоде.

З Крестовская

Картина-путешественница

Зинаида Крестовская, домохозяйка:

— Я с детства любила рисовать, хотела попробовать себя в «каменном» творчестве еще во время учебы в школе, но родители не разрешали, говорили, мол, это вредно. Так что свои первые работы я создала уже будучи студенткой. Рисовала вечерами, мастерству нанесения каменной крошки меня обучила тетя. Мне это очень нравилось, да и деньги, хоть и небольшие, лишними не были. Особенно хорошо мне удавались животные – лебеди, тигры, волки. Писала и пейзажи, очень востребована у заказчиков была «Рожь» Шишкина. В качестве автографа я на каждой картине с природой рисовала грибочки или землянику. Так что все свои картины и сейчас узнаю с первого взгляда. Однажды был такой случай – я пришла в гости к знакомым и увидела на стене огромный срез, сантиметров под 70, на котором был изображен тигр. Это была моя работа! Спросила, где приобрели. Оказалось, в Москве. Вот так картина совершила путешествие в столицу и вернулась на родину! У нас в Кусе очень много талантливых художников, лично мне нравятся работы Инны Паньковой, Любови Каевой и Нины Черепановой. Все мои работы разлетелись по стране, ни одной себе не оставила. Думала, еще успею сделать для себя. Но время так быстро прошло – сейчас и камней-то таких нет (тете привозили камни под заказ, они не красили руки и были не слишком яркими).

Наиля Вакилова2

Рисовала бы до сих пор!

Наиля Вакилова, воспитатель детского сада:

— Мы приехали на Магнитку в 1999 году, работы не было, и практически сразу же я устроилась рисовать картины. Мне в этом отношении было легче – я по образованию художник-оформитель. Ходили за речку, там был цех, рисовали многие девочки. Нам выдавали рамки, порошки. Я рисовала с большим удовольствием. Никогда не думала, что у меня будут получаться такие работы – например, «Море» Айвазовского. Я немного изменяла исходный вариант, использовала бирюзовые, розовые цвета. Очень хорошо брали картину «Грачи прилетели» Саврасова – получалась, как настоящая, не хуже! Много раз рисовала картину «Ночка». Мне нравилось самой разрабатывать новые сюжеты, например, натюрморты, включать в свои работы элементы архитектуры, рисовать пейзажи с животными. В общей сложности я занималась этим лет 15. Сбыт всегда был стабильным. Работа нравилась. Из Магнитки мы уехали в 2017 году, сейчас живем в Челябинске. С теплом вспоминаю свой «художественный» период – с удовольствием бы вновь взялась за рисование. Только материалов уже нет, да и в квартире нет возможности обустроить мастерскую.

Галина Полякова

Никому такого не пожелаю

Галина Полякова, пенсионерка:

— Я занималась реализацией кусинских картин с 1998 года. Закупала срезы и рамки, отдавала художникам, затем выкупала готовые работы и возила товар в Москву. Добиралась до Златоуста, а там предстояло погрузиться в поезд, который стоял всего две минуты. В один вагон заходило человек десять — все с Кусы, у каждого несколько огромных тяжелых баулов. Так же и в соседних вагонах. Каких трудов стоило забраться внутрь! Сами на вторую полки, сумки – на третью. Просили мужчин, чтоб помогли. В Москве торговали, где только можно. Бывало, встанешь в метро, один милиционер подойдет, возьмет 3-4 картины, затем другой, третий… Так и остаешься – ни товара, ни денег. Чаще брали деньгами. Однажды отнялась спина – стою, не могу согнуться. И тут милиция. Собирайтесь, мол, не положено тут торговать. Говорю – делайте, что хотите, не могу наклониться! Кое-как покидала картинки, как дрова, отвезли в отделение. В тот раз сотрудник милиции попался человечный. Понял, что мы не от хорошей жизни с такой дали в Москву приехали. Говорит, напишите, что картины рисуете сами и деньги переводите на благотворительность. Так и сделала, отпустили. Я ездила так 10 лет. Всякое, конечно, бывало. И люди разные встречались. От беды, я считаю, меня Бог уберег. Сейчас как вспомню свои приключения – врагу такого не пожелаешь. Многие в те годы все здоровье там так и оставили. И тем, кто рисовал, было не легче. На основу картинок наносили глинозем – а это вредный материал, на мешке даже череп с костями был нарисован. Люди дышали этим целый день. Конечно, этот бизнес позволял жить, зарабатывать. Но повторения такого не хочется.

Инга Байрамова

«Отрисовали» квартиру

Инга Байрамова, торговый представитель:

— Я начала рисовать в 1998 году. Училась в кусинском техникуме, с деньгами было туго. Предприятия, на которых работали мои родители, развалились. Я устроилась в фирму «Гранат» — с 8 до 12 делала там картинки, потом шла на учебу до 8 часов вечера. Было трудно, но в юности все легче воспринимается, сил на все хватало. Мы сами в ступках дробили камень – лазурит, змеевик, рубин. Картинки получались неплохо, в основном рисовала пейзажи. В 18 лет я уже сама купила себе приданое – телевизор на пульте управления – тогда это было в диковинку, — диван-уголок. Но самое главное, что в те годы мы с будущим мужем смогли заработать себе на квартиру. Рисовали день и ночь, перевозили товар в Златоуст на вокзал, там загружали в вагон и отправили в Москву. У нас была машина, мы ее поменяли на срезы в Октябрьском, также на срезы обменивала вещи, которые уже не носила. Все шло в дело. С проводником передавали поездом посылки с бусами из камня в Астрахань, потом ждали деньги. Хватались за все возможности, рисковали, совсем не отдыхали — и так круглый год! В итоге купили 3-комнатную квартиру в МЖК, чему были очень рады. «Отрисовали» квартиру, как мы шутили с мужем, ведь так и было! Вот такие были времена. Разве сейчас есть возможность молодой семье честным трудом за год заработать на квартиру? Я считаю, нет.

IMG_3029

А лошади бегут и бегут

Для большинства кусинцев создание картин из каменной крошки осталось в прошлом. Но некоторые до сих пор продолжают заниматься этим делом. Объем продаж сейчас, конечно, совсем не такой, как раньше, однако спрос на кусинские картины есть.

— В былые времена наши картины разлетались по всему миру – мы рисовали в Канаду, Германию, Венгрию, — вспоминает одна из художниц, Олеся. – Сейчас больше заказывают в России, в основном, на юге, и странах ближнего зарубежья. Я рисую уже много лет, начала в конце 90-х, после окончания школы. Бывает, конечно, надоедает все это дело. Но поступает очередной заказ, и думаешь: почему нет? За последний год спрос на картины, кстати, заметно упал – думаю, из-за пандемии. Но несмотря на это, работа есть. За все эти годы я нарисовала огромное количество картин, и больших, и маленьких. Вот, например, картина с двумя бегущими по воде лошадьми – делала ее не меньше тысячи раз, поэтому движения уже отработаны, в общей сложности она занимает у меня часа три, не считая, конечно, времени на просушку. При этом абсолютно одинаковых изделий все равно не бывает. Больше всего я люблю эксклюзивные работы – такие, которые создаются на заказ в единственном экземпляре. Это интересно, появляется азарт, желание сделать действительно красивую и необычную картину, которая будет радовать людей много лет. А дома у меня нет ни одной картинки из каменной крошки – вот такой я сапожник без сапог!

Фото: Сергей Егоров, из личного архива героев публикации

Вам также может понравиться ...