К юбилею города вспоминаем интересные факты из истории строительства Кусы
Корреспондент «Челябинского рабочего» В. Савин, посетивший Кусу в 1935 году, сообщал: «Первое, что в Кусе привлекает вновь прибывающего, это – огромное, чуть ли не на целый квартал, здание новостроящегося клуба».
Эпоха индустриализации на Урале – конец 1920-х – начало 1930-х гг. – была отмечена своеобразным архитектурным стилем, который и сегодня легко узнать. Это знаменитый конструктивизм. Новые промышленные площадки и города страны Советов должны были на вид отличаться от старых. На смену красному кирпичному модерну пришел именно конструктивизм с его четкими геометрическими линиями (прямые углы или скругленные, параболические формы), стеклянными поверхностями и полным отсутствием декора. Футуристический стиль, обращенный в будушее! Великие стройки социализма обретали неповторимый облик. Сегодня каждому известны смелые градостроительные эксперименты, сопровождавшие развертывание соцгородов при индустриальных тяжеловесах СССР – поселок Магнитогорского металлургического комбината, Челябинского тракторного завода, Березниковского химкомбината… А в Екатеринбурге конструктивизм и вовсе считают «фирменным стилем»!
Среди прочих ожидал обновления и старый металлургический район Южного Урала – район Златоуста, Кусы и Сатки. Здесь было чему привлечь внимание планировщиков! Это и природные ресурсы – отборные железные руды Бакала, кусинские титано-магнетиты, саткинские огнеупоры. Это и трудовые традиции: Златоуст славился как центр металлургии, Куса – как центр художественного литья. Кусинский титано-магнетит, добывавшийся в соседней Магнитке, притягивал к себе взгляды экономистов, словно редкая марка – взгляд завзятого коллекционера. Словом, экономический потенциал района Кусы считался высоким, и целый ряд проектных документов, возникавших на разных уровнях советской властной иерархии, предполагал развернуть в Кусе строительство мощного металлургического завода, центра переработки титано-магнетита.
Но большая стройка медлила прийти в Кусу. Правда, в конце 1920-х годов (проект датирован 1927 годом) было, очевидно, выстроено здание почты – редкий пример конструктивистского сооружения в столь небольшом поселении (крупные почтамты, Дома связи, строились обычно в больших городах). Кусинская почта – небольшая, изящная, удачно поставленная на склоне горы. У нее характерный закругленный угол (главный вход) и акцентированная лестничная клетка; часть крыла по улице Андроновых, очевидно, достроили позднее.
В 1929 году в городе произошел страшный пожар, и строительство новой Кусы стало прямой необходимостью. Однако двигалось оно не очень интенсивно. Планы по развитию Кусинско-Златоустовского узла буксовали, проект создания в Кусе завода-гиганта так и не был воплощен на практике. Конечно, контуры нового соцгорода Кусы и сегодня видны на карте. Удалось застроить двухэтажными домами район современных улиц Михаила Бубнова – Советская – Андроновых – Гагарина, выстроить несколько каменных домов по улице Ленина. Построили также пожарное депо, а вот на универмаг, запроектированный в 1929 году, уже не хватило средств.
Крупнейшим зданием новой Кусы должен был стать клуб металлургов, начатый в 1930 г. (ул. Михаила Бубнова, 11/7). Однако с его возведением с самого начала возникли трудности: еще весной 1930 г., когда восстановление Кусы шло полным ходом, руководитель стройки Гаврилов признавался, что «до настоящего времени вопрос не разрешен, кто будет строить». А ведь завершить строительство клуба планировали к октябрю 1930 года…
Корреспондент «Челябинского рабочего» В. Савин, посетивший Кусу в 1935 году, сообщал: «Первое, что в Кусе привлекает вновь прибывающего, это – огромное, чуть ли не на целый квартал, здание новостроящегося клуба». Клуб и впрямь был большим. Это был один из серии конструктивистских клубов, выстроенных по всему СССР по проекту архитекторов А. Васильева и А. Мурзавецкого. В западной части страны такие клубы находятся в Туле и Твери. На Урале аналог имеется в Нижней Салде, где клуб работает непрерывно уже 90 лет – с 1 мая 1931 года. Здание спланировано по конструктивистским канонам: скругленный угол – место главного входа, два крыла: то, что вдоль улицы Бубнова, для кружковой работы, а то, что уходит вглубь квартала – с зрительным залом.
Только вот стройка эта, шедшая с 1930 г., все еще не была завершена. Какой там октябрь 1930 года! Журналист Савин описывал сооружение, по которому его провел сторож: «Подгнивший трап ведет наверх, в этажи. Там великолепные, светлые, но неотделанные залы, а на крыше здания – бойко растущие, в человеческий рост, лебеда, крапива, кусты. Часть крыши, одетая в железо, превратилась в сплошную ржавчину. Подвалы залиты водой, кирпич размок и крошится». В те годы ресурсов не хватило и не воплотилась в жизнь мечта о Большой Кусе, не был построен и социалистический город Титаногорск – так планировали назвать соседнюю с Кусой Магнитку, место добычи драгоценных титано-магнетитов. Хотя, разумеется, амбициозные проекты требуют дальнейшего и самого внимательного изучения.
Клуб в Кусе так и остался недостроенным – вплоть до грозного лета 1941 г. В годы Великой Отечественной войны здание занял завод точных технических камней, переброшенный на Урал из Петродворца (Петергофа). Впрочем, занять здание клуба с ходу не получилось – со времен визита Савина положение дел только ухудшилось, здание было в скверном состоянии, и первые месяцы эвакуированное предприятие проработало на других площадках.
Но без клуба Куса не осталась. Уже после войны в городе развернулось строительство. Возвели новое здание Дворца культуры – типовой проект архитектора К. К. Барташевича, много раз применявшийся в самых разных городах СССР. И был это уже дворец машиностроителей, а не металлургов: основной завод города сменил к этому моменту профиль. Так два Дворца культуры – старый и новый – стоят буквально рядом друг с другом в центре Кусы. О конструктивистских зданиях Кусы мало кто знает сегодня – но это важная часть исторического наследия, неповторимой индустриальной идентичности настоящего города мастеров.
Константин Бугров (Екатеринбург),
доктор исторических наук, доцент.
При поддержке гранта Российского научного фонда, проект № 19-78-10095
Фото: Сергей Егоров