Библиотекарь из Кусы дает полезные советы родителям
Что делать, если ребенок не любит читать? Заведующая детской библиотекой Кусы Людмила Владимировна Шибакова рассказывает, как помочь ребенку полюбить книги.
Как помочь ребенку полюбить чтение? Этот вопрос сегодня волнует многих родителей. Современные мультфильмы и компьютерные игры гораздо больше интересуют ребятню, чем книги. В дошкольном возрасте этого еще не так заметно. Но когда дети поступают в первый класс, проблема становится очень острой. От семилеток требуют за короткое время научиться читать и постоянно развивать этот навык. Современные учебники и рабочие тетради также построены так, что учащиеся должны уметь бегло читать и хорошо понимать написанное. Если ребенок не способен воспринимать напечатанный текст, ему становится сложно усваивать школьную программу и выполнять домашние задания. Снижаются оценки, появляется страх перед уроками и школой. А наказы учителей, чтобы ребенок вслух читал художественную литературу «хотя бы» по одному часу в день, порождают между родителями и детьми бесконечные конфликты. Книга становится камнем преткновения, причиной слез, истерик, испорченного настроения. Мамы и папы хватаются за голову: как же все-таки заставить упрямого семи-восьмилетку сесть за книгу?
О том, как приобщить ребенка к чтению, рассказывает заведующая детской библиотекой Кусы Л. В. Шибакова.
— Действительно, современные дети читают гораздо меньше, чем их сверстники десятки лет назад, — говорит Людмила Владимировна. – Раньше практически все дети постоянно бегали за книжками в библиотеку, а сейчас уже мы бегаем за ними, чтобы как-то заинтересовать, пробудить интерес к книге… И этому есть объяснение. В наше время художественная, научно-популярная литература, журналы были самым одним из самых доступных источников информации и новых впечатлений. А сейчас дети растут в условиях переизбытка информации. Развлекательные телеканалы, интернет, мультфильмы, видеоигры – все очень яркое, динамичное, привлекательное. С ранних лет у малышей формируется клиповое сознание – то есть привычка воспринимать информацию отрывочно, фрагментарно. А чтение требует линейного сознания, умения сосредоточиться, погрузиться в тему. И перестроиться бывает сложно. Что же делать? Во-первых, заставлять садиться за книгу точно не нужно. Принуждение приведет только к тому, что ребенок начнет ненавидеть все, что связано с чтением. Старайтесь договариваться с вашим чадом и поначалу все делать вместе. Пусть совместное чтение будет способом провести время с мамой, укрепить контакт, пообщаться, получить приятные эмоции. Можно сказать: «Давай помогу» или «Страничку прочитаешь ты, страничку – я».
Во-вторых, смотрите, что нравится ребенку. У всех ведь разные вкусы. Спрашивайте, какие произведения ему понравились, запомнились, что бы он хотел еще узнать. Сейчас книги, конечно, дорогое удовольствие, но ведь есть библиотеки. Приходите, с удовольствием подскажем, что почитать. Например, для ребят младших классов могу посоветовать книги о зверятах авторства Х. Вебб, Д. Медоус, рассказы про «Умную собачку Соню» А. Усачёва. Мальчикам особенно нравятся «Рассказы про Франца» К. Нёстлингер. Еще очень востребованы в этом возрасте «Ларискины и тайна перевернутый пирамиды» в серии «Прикольный детектив» (автор К. Матюшкина), «Лекарство от послушности» (К. Драгунская). Для подростков у нас есть книги «Дарители» (Е. Соболь), «Часодеи» и «Лунастры» (Н. Щерба), «Мечта длиною в лето», «Мера бытия» (И. Бондарева). Конечно, детям необходимо читать и по школьной программе, и эти книги им могут не нравиться. Тут важно разъяснить, что все равно мы должны прикладывать какие-то усилия для своего развития – без этого никак.
И, в-третьих, могу посоветовать внести в этот процесс некий соревновательный элемент. Например, у нас в библиотеке еженедельно собирается клуб юных читателей. Девочки обсуждают, кто сколько прочитал, самым активным вручаются небольшие призы. Туда ходит и моя дочка. И я обратила внимание, что перед «днем икс» она старается «поднажать», почитать побольше, чтобы не быть в аутсайдерах. Таким образом она однажды всю летнюю школьную программу освоила за полтора месяца. Это замечательно! И, самое важное, что хочется сказать, — очень многое все-таки зависит от родителей. Книги нужно читать ребенку как можно раньше, ведь ребенок формируется до семи лет, — и, конечно, постоянно. Если дома есть своя библиотечка детских книг, если мама или папа регулярно читают малышу перед сном, терпеливо, с любовью и нежностью помогают ребенку освоить чтение, то со временем он обязательно полюбит книги.