Семейное обучение: опыт Данила Рогозина
Данилу Рогозину 12 лет. Когда все его сверстники пошли в первый класс, мальчик остался дома. Мама Данила – Марина Фоменко, преподаватель литературы, стилистического письма и английского языка, а также нетрадиционных (двуполушарных) техник рисования, основатель детской развивающей студии «Рассвет». Преподает с 2008 года. С сыном она занималась с самого раннего возраста, используя наработки известного японского педагога Макото Шичидо, Марии Монтессори, вальдорфские техники. Данил с малых лет научился плавать, ходил с родителями в походы, учился работать с деревом, изучал иностранные языки, активно познавал мир.
– В связи со спецификой нашей работы, мы с супругом часто перемещаемся между городами и не привязаны к одному месту жительства, – рассказывает Марина Фоменко. – Так что я еще задолго до начала школы знала, что, скорей всего, мы выберем семейный формат обучения Данила. С семи лет он начал учиться в онлайн школе «Со-Творчество». Ребенку были предоставлены возможности попробовать разные виды деятельности. Каждый человек приходит в этот мир с уникальным набором творческих, физиологических, умственных способностей. И самая главная задача родителей – не растерять данные Богом таланты, а помочь раскрыть, развить их. При этом мы гибко относимся к вопросу обучения, жестких решений нет. В третьем классе Данил захотел пойти в школу, чтобы больше общаться с ребятами. Пожалуйста – мы записали его в школу № 1. Он учился там два года, после чего снова попросился домой. Сейчас Данил в шестом классе, учится в онлайн школе «Фоксфорд». Это достаточно высокий уровень обучения, с детьми занимаются лучшие педагоги Питера и Москвы. Требования очень строгие. Это в обычной школе на уроке могут не спросить. Тут такого нет. После каждой темы нужно сделать проверочное задание. Компьютер не прощает ошибки. Получил плохие результаты – снова штудируй эту тему. Мы все не идеальны, и у Данила тоже бывают и «тройки», и «двойки». Это нормально. Во-первых, некоторые «тройки» при таком высоком уровне обучения стоят «пятерок» в обычной школе. А во-вторых, философия школы и то, чему мы сами учим Данила – это то, что ты в любом случае победитель. Все проходят через ошибки. Кто-то достигнет цели с первого раза, кто-то – с 51-го. Но обязательно достигнет. Главное, стараться. А преодолевать трудности мы учим сына с самого детства.
Сейчас у Данила очень плотное расписание. Он три раза в год сдает промежуточную аттестацию в школе. Увлекается настольным теннисом, волейболом, футболом, горными лыжами, хоккеем, тренируется и дома с отцом. С семи лет занимается резьбой по дереву под руководством В. П. Махетова в «Ровеснике». С девяти лет изучает беспилотные летательные аппараты, самостоятельно освоил технологию их сборки и ремонта. Мастерит в домашней творческой лаборатории. Остается, конечно же, и свободное время, чтобы погулять, – у Данила много друзей, с которыми он дружит с самого детства.
– Что касается спорта, увлечений – это все без принуждения, по желанию, – говорит Марина Фоменко. – Данил пробовал много всего, доводил дело до конца и остановился на том, что, действительно, любит. А в учебе, конечно же, необходима дисциплина. Это не легче, чем учиться в обычной школе. Это намного сложнее и возлагает большую ответственность и нагрузку на родителей. Мы работаем дистанционно, поэтому у нас есть возможность находиться рядом с сыном. Но это доступно не каждой семье. Так что семейное образование, конечно же, подойдет не всем. Если вы не можете сами организовать себя, не говоря уже о ребенке, то это не для вас. Самое сложное – первые годы, когда нужно заложить основу, привычку к самостоятельной учебе. И с этим столкнутся абсолютно все родители, чьи дети учатся дома. Особенно если это мальчишки. Их энергию нужно направлять в мирное, созидательное русло.
Стоимость обучения за месяц в частной школе «Фоксфорд», как и в других, варьируется в зависимости от выбранного комплекса услуг. Самый дешевый вариант стоит 4 тысячи в месяц.
– Данил учится честно – не подсматривает готовые ответы в интернете, – да и его баллы для нас не так важны, – говорит наша собеседница. – Главное, чтобы ребенок развивался и нашел свое любимое дело в жизни. О возвращении в общеобразовательную школу речи пока не идет. Но если вдруг он захочет – мы свободны в своих решениях. Думаю, с его успеваемостью и разносторонним развитием он сможет учиться в любой школе.
Фото Марины Фоменко