Художник из Кусы: жить, мечтать, любить

О таких художниках, как Дмитрий Кабанов, говорят: «Родился с карандашом в руке». Умение рисовать для него всегда было таким же простым и естественным, как дыхание.

Первые награды за свои рисунки мальчишка получал еще в детском саду. А в школе, пока учителя объясняли тему урока, он водил карандашом по листку бумаги, и прямо на глазах рождалось настоящее чудо – появлялись портреты одноклассников, детальные иллюстрации к прочитанным книгам, фантастические автомобили. Этот яркий, дарованный самим творцом талант не оставлял сомнений в выборе будущей профессии. После окончания школы Дмитрий устроился художником-оформителем на Машзавод. Через два года молодого специалиста отправили на повышение квалификации в Харьковский художественно-промышленный институт — один из центров подготовки художников промышленного искусства в СССР.

Для рабочих со всего Союза была построена особая программа обучения: курс лекций и практических занятий, рассчитанных на два с половиной года, «ужимался» до двух месяцев. Учеба шла в очень напряженном, жестком ритме — занятия длились с утра до позднего вечера. При этом никаких поблажек на экзамене молодым художникам не давали. Выдержать такой темп многим было непросто, но Дмитрий Кабанов с теплом вспоминает о тех временах.

— У нас были классные педагоги, которые очень многое вложили в нас, — рассказывает он. – Впитывать пришлось в экстремальном режиме, но знания осели и закрепились в голове на всю жизнь. Поначалу ставили нам рисовать кубики, шарики, птичек каких-то. Я сразу сказал, что не буду тратить на это время. Принес свои работы. Увидев портрет Высоцкого, преподаватель изменился в лице и больше мне этой ерунды не предлагал. Мои рисунки сразу же расходились на какие-то выставки, многие не возвращались назад. Помню, нарисовал серию обнаженки – так вот она сразу же безвозвратно куда-то пропала. Иногда жалко становится, что с того периода у меня почти ничего не осталось – все кому-то раздавал, дарил. Да чего уж теперь вспоминать…

Дмитрий блестяще защитил дипломный проект – другого от него никто и не ждал. А еще между делом успел нарисовать проекты 14-ти (!) своим однокурсникам – все выполненные идеально, без единого нарекания.

— У нас был очень строгий, требовательный декан, и, кажется, он что-то подозревал, — смеется Дмитрий. – Но в итоге все ребята защитились успешно.

В 90-е в стране начали происходить стремительные перемены. У многих они выбили почву из-под ног. Жить и выживать приходилось учиться заново. Дмитрий легко адаптировался к новой реальности. Его мастерство в полной мере оказалось востребовано в новом бизнесе — рисовании картин из каменной крошки. Работы, выполненные профессиональным художником, выгодно отличались на фоне других, и разлетались, как горячие пирожки, по всей стране.

— Думаю, мне удалось соединить практически не объединяемые понятия: творчество и ремесло, — рассуждает Дмитрий Кабанов. — Большую часть своих картин я написал по заказу, но это никогда не надоедало и не превращалось в рутину.

Он рисовал портреты знаменитых политиков, пейзажи, натюрморты, прекрасных женщин и многое другое. Лучше всего удавались именно портреты — их отличала фотографическая точность и необычайная живость и естественность. Это были золотые годы – работы хватало вдосталь, да и с оплатой заказчики не обижали. Картины Кабанова оседали в роскошных домах и высоких кабинетах. Одна из них – портрет Юрия Гагарина — даже оказалась в музее космонавтики (г. Королёв). Дмитрий не заостряет на этом внимания и отмахивается от вопроса, где еще, в каких коллекциях и, возможно, выставочных залах хранятся его творения. В этом отношении он совершенно не тщеславен.

— Кто его знает, где, у кого сейчас мои работы? Я как-то не задумывался над этим. Вообще, много думать вредно! — шутит он. — Если все время думать, то когда работать и жить?

В те годы картинки были чуть ли не единственным доступным способом заработка, позволяющим прокормить семью. Дмитрий Кабанов обучил «науке» рисования каменной крошкой множество кусинцев, знаниями делился легко и щедро — благо, работы хватало всем.

В конце 90-х Дмитрию с супругой Эллой впервые довелось побывать за границей. В рамках автобусного турне они посетили несколько европейских стран, и даже сейчас у них горят глаза при воспоминании о том удивительном путешествии, и они наперебой рассказывают о том, как гуляли по Парижу, Барселоне, Венеции.

— Мы каждый день валились от усталости с ног, сами, без экскурсовода, обходили все музеи, галереи, выставочные залы, достопримечательности, — вспоминает художник. — Париж излазили вдоль и поперек! Были в Лувре, торчали там несколько часов. Невозможно было оторваться от мировых шедевров изобразительного искусства. Что там какая-то Мона Лиза? Тут у меня висит Энгр! Я стоял напротив него так долго, что смотритель даже нарушил правило и снял ограничительную ленту, позволив подойти вплотную, рассмотреть, как наложены мазки. Были в центре культуры и искусства Помпиду, замках Луаре, дворце Екатерины Медичи, Соборе Парижской богоматери… Жили рядом с Монмартром, гуляли там, знакомились с художниками, как-то общались, несмотря на то, что не знаем французский. В Испании нас, конечно, поразила архитектура Гауди, но большее впечатление произвел музей Сальвадора Дали — это просто какое-то особое пространство, параллельный мир. Были в Германии, Польше, Словакии, Австрии, Италии…

Тогда казалось, что впереди будет еще много таких поездок, удивительных открытий и знакомств. Но времена изменились, и возможности попутешествовать по Европе Кабановым больше не представилось. А кусочки тех городов, по которым они гуляли, восхищенно озираясь, впитывая окружающую красоту, до сих пор то там, то здесь появляются в картинах Дмитрия. Это узкие улочки, старинные здания, необычные автомобили, телефонные будки, фонари и другие городские объекты, врезавшиеся в память. Изображая их на холсте, художник мысленно погружается в прошлое и вновь испытывает пережитые некогда эмоции. И эту негу, умиротворение и восторг, вызванный счастьем от полноты бытия, магическим образом чувствует каждый, кто смотрит на его работы. Чистая, светлая радость здесь пылает закатным солнцем на пляже, играет в бликах на поверхности воды, искрится в морозном воздухе…

Сейчас Дмитрий Кабанов рисует не так много, как раньше. Любимое дело, увы, перестало приносить доход, способный обеспечить семью. Экономический кризис отразился на покупательской способности населения. А современные технологии, позволяющие в считанные минуты перенести на холст любое изображение, серьезно потеснили с рынка художественную братию.

— Что поделать, такое время, — пожимает плечами Дмитрий. — Еще десять лет назад все было по-другому. А сейчас все художники воют… Кто куда подался, жить-то на что-то нужно. Денег на картины у людей нет — хватило бы на самое необходимое. За копейки продавать свой труд я смысла не вижу. А еще кругом эти постеры… Люди не видят разницы между распечатанной картиной и написанной вручную.

Наш герой улыбается, но улыбка выходит немного грустной.

— Стоят две картины — почти полгода не могу закончить. Вроде бы и недолго дорисовать, да времени нет. Это ведь не болты точить — нужно какое-то внутреннее спокойствие, настрой. А когда изо дня в день нужно думать, как заработать на хлеб насущный, крутишься, то туда бежишь, то сюда — какая тут живопись… Эх, был бы я состоятельным человеком, то писал бы, как Ренуар, целыми днями!

Когда наш герой находит время творить, из-под его кисти выходят действительно замечательные работы. Жители Кусы могли познакомиться с творчеством Дмитрия Кабанова прошлым летом на вернисаже, состоявшемся на «Арбате» в день празднования юбилея города. Картина, на которой автор запечатлел фрагмент пешеходной зоны по улице Бубнова, глубоко запала в душу зрителям и собрала столько положительных откликов, что Дмитрий принял решение передать ее в дар Кусинскому Музейно-краеведческому центру. Надеемся, мы увидим еще немало картин авторства нашего талантливого земляка.

Вам также может понравиться ...